22 сезон
21 ноября 2009г. – Н. Гоголь «Чичиков». Режиссёр Л. Оршанская
2 февраля 2010г. - Ф. Достоевский «Кроткая». Режиссёр О. Ясинская
9 июля 2010г. - Д. Киносита «Журавлиные перья». Режиссёр О. Ясинская
2008 год. Театральный фестиаль комедии Международного Черноморского Клуба, г. Николаев.
- Совместно с Крымский региональным отделением Национального союза театральных деятелей Украины (КРО НСТД) актрисе театра Жанне Терлецкой была присуждена номинация "Лучшая женская роль" в спектакле "Французский ужин" по пьесе М. Камолетти.
2008 год. Крымский региональным отделением Национального союза театральных деятелей Украины (КРО НСТД).
- Актеру театра Илье Спинову была присвоена номинация "Лучшая роль молодого актера" в спектакле "А зори здесь тихие..." по повести Б. Всильева.
2009 год. Крымский региональным отделением Национального союза театральных деятелей Украины (КРО НСТД).
- Актрисе театра Екатерине Мухановой была присвоена номинация "Лучшая женская роль" в спектакле "Красавец мужчина" по пьесе А. Островского.
2009 год. III-й Открытый фестиваль театров для детей и юношества Украины, г. Макеевка.
- Актрисе театра Екатерине Мухановой была присвоена номинация "Лучшая женская роль" в спектакле "Девочка со спичками" по сказке Г-Х Андерсена.
- Коллективу театра присвоен главный приз молодежного жюри спектакль "Девочка со спичками" по сказке Г-Х Андерсена.
СМИ О НАС
Печатное издание "Севастопольская газета" (23.12.2009)
В Севастополе с успехом прошла премьера спектакля "Чичиков", приуроченная к 200-летию Н. Гоголя
23.12.2009 454
Ноябрьская премьера спектакля "Чичиков", поставленного заслуженным деятелем искусств Украины Людмилой Оршанской в театре "На Большой Морской", стала достойной финальной точкой программы мероприятий, посвященных 200-летию всемирно известного мастера художественного слова, великого мыслителя Николая Гоголя, считает первый заместитель председателя Севастопольской городской госадминистрации Владимир Казарин. "Кроме этого, мы провели международный театральный фестиваль гоголевских постановок с участием разных театров, которые к нам приезжали. В основе фестиваля лежала блистательная постановка "Женитьбы" Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского. Спектакль получил в этом году самые разнообразные театральные награды. Я имел честь принять участие в открытии первого музея Н.В. Гоголя в России, в Москве, в доме Толстого, где Николай Гоголь жил последние месяцы и где он умер. В учебных заведениях, библиотеках города прошел цикл мероприятий, посвященных юбилейной дате. В этом году обрела новый вид одна из главных улиц города — улица Гоголя. Она была капитально отремонтирована к юбилею писателя. По инициативе Севастополя была поставлена точка в затянувшейся истории по установке памятника Гоголю в Саках. Памятник классику работы известного киевского скульптора Павла Мовчуна ждал своего часа около 15 лет. Таким образом, Севастополь достойно отметил юбилей великого украинско-российского писателя", — сказал Владимир Казарин, сообщили из отдела по делам прессы и информации СГГА.
Актриса ТБМ вновь становится лучшей, а пес Тюзик—севастопольцем
Что касается 22-летней Екатерины Мухановой, которая нынешней весной получила главную театральную премию Крыма (за спектакль «Красавец-мужчина» по А. Островскому), то о ней «Слава Севастополя+» рассказывала. Прошло полгода—и вновь Катя названа лучшей исполнительницей! На этот раз за другую свою работу— в инсценировке рождественской истории Г.-Х. Андерсена «Девочка со спичками»
«Но при чем здесь Тюзик?»—пожмет плечами читатель. И будет не прав. Потому как это событие случилось при подведении итогов фестиваля детских и юношеских театров Украины «ТЮЗ-2009», только что состоявшегося в Макеевке. В качестве же эмблемы праздника был выбран забавный щенок с этим говорящим именем. Мало того, эмблема «воплотилась» в большую сказочного очарования мягкую игрушку, всю фестивальную неделю встречавшую публику в фойе Донецкого областного русского театра юного зрителя. И терпеливо ожидавшую своих новых хозяев, поскольку изначально была заявлена как главный переходящий приз молодежного жюри фестиваля.
Однако участь Тюзика решалась не только лишь мнением нескольких подростков (юных макеевских журналистов и актеров, чьи имена назывались перед каждым представлением), но прежде всего симпатиями всей зрительской аудитории. Покидая зал, маленькие и взрослые театралы должны были проголосовать за понравившийся им спектакль своими билетами, опустив их в специальный фестивальный сундучок. После севастопольского сотрудники педчасти Донецкого тюза насчитали рекордное количество голосов-билетиков! Вот таким образом и была решена судьба щенка—символа праздника: он отправился в город-герой!
Между тем севастопольская «Девочка…» находилась в окружении достойных соперников. Фестиваль есть фестиваль: на него коллективы представляют свои самые достойные постановки. Коллективов же было семь (из восьми, предназначенных в стране для детей)—помимо макеевского и севастопольского, театры из Харькова и Львова, Сум и Запорожья. Завершал фестиваль Киевский академический театр юного зрителя на Липках, показав самый блестящий спектакль «ТЮЗ-2009»—«Шинель» по нескольким произведениям Н. Гоголя. «Академики» получили приз за лучшую режиссуру, но, увы, отнюдь не признание главного зрителя. Представление едва не было сорвано старшеклассниками, для которых зрелище оказалось слишком сложным (в Киеве «Шинель» идет на малой сцене и лишь по вечерам, для взрослых). Разнообразна была фестивальная афиша: с «Мухой-цокотухой» соседствовал «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Вождь краснокожих» сменял «Романтиков» Э. Ростана…
Театр «На Большой Морской»—не новичок в Макеевке. Его дебют (как и дебют самого фестиваля) состоялся два года назад и был весьма успешным. Сказка «Здравствуй, Красная Шапочка!» удостоилась двух дипломов: за творческий поиск (режиссеру Ольге Ясинской) и за лучшую мужскую роль (артисту Матвею Черненко). Однако реакция фестивальной публики на «Девочку со спичками», по словам заслуженного деятеля искусств Украины Людмилы Оршанской, художественного руководителя коллектива, «превзошла все наши ожидания».
«Девочка со спичками», пожалуй, самая необычная постановка в детском репертуаре и самого ТБМ. По материалу, лежащему в ее основе, по способу воплощения на сцене и, наконец, по редкостно единодушному, очень эмоциональному ее восприятию разновозрастной публикой (от 7 до 70 лет!) Трудно теперь поверить, что когда главный балетмейстер театра Ирина Плескачева задумала этот театральный проект, намереваясь перенести на сцену собственную инсценировку этой коротенькой сказки Андерсена, многие сомневались: а стоит ли это делать? Нужна ли современным мальчишкам и девчонкам давным-давно рассказанная и очень грустная история о маленькой нищенке, которая замерзала на улицах сытого и нарядного города? Время показало (а спектакль идет уже много лет),что просто необходима, так как театру удалось донести до зрителя ту интонацию светлой печали, то чувство сострадания к ближнему своему, которыми пронизана каждая строчка произведения великого датского сказочника.
Спектакль буквально покорил фестивальных зрителей, не оставив равнодушными и членов профессионального жюри — театральных критиков Москвы и Киева. Так, его председатель профессор Национального университета театра, кино и телевидения им.Карпенко-Карого, доктор искусствоведения Анна Веселовская высоко оценила оригинальность замысла постановки, ее музыкальное и пластическое решение, сценическую речь исполнителей центральных ролей, а главное, тот мощный заряд доброты, который выделил «Девочку…» среди других работ «ТЮЗ-2009». Особой похвалы жюри удостоилась Катя Муханова, создавшая образ Маленькой Нищенки. Молодая актриса севастопольского театра вместе с победой в номинации «Лучшая женская роль» получила и ценный подарок.
Следующий смотр достижений театров юного зрителя Украины состоится еще через два года, но сегодня ТБМ вновь готовится выйти на фестивальные подмостки: 1 ноября он покажет «Красавца-мужчину» в Чернигове в рамках международного фестиваля «Славянские театральные встречи», участвовать в котором приглашен впервые.
Ну а «Девочку со спичками» на сцене театра для детей и молодежи можно будет посмотреть, не дожидаясь рождественских праздников,—уже в ноябре. И еще одна новость для маленьких театралов: в фойе их встретит добрый щенок Тюзик, тот, что родом из Макеевки…
Т. КУДРЯКОВА
НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В XXI ВЕК
ПРИЗНАТЬСЯ, афиша очередной премьеры севастопольского театра для детей и молодёжи «На Большой Морской» (ТБМ) изрядно заинтриговала. Сатирическая комедия «Чичиков» по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»? Сразу же возникла тревожная мысль с изрядной долей скепсиса: неужели ТБМ, уподобившись многим театрам, предложил своему зрителю модную в последнее время так называемую сценическую версию классики – а по сути, удручающую отсебятину, прикрываемую заумными тирадами о новом прочтении классического произведения.
Да, я, как многие зрители, не представляла возможности театральной версии «Мёртвых душ». Ведь эта эпическая поэма Гоголя – не «Ревизор», созданный именно для сцены, а произведение прозаическое, с неторопливым образным повествованием, детализацией сцен, и, наконец, множеством пространных авторских отступлений и размышлений. Мыслимо ли перенести такую махину на сцену, не исказив замысла писателя?
Но пошла на премьеру – и не пожалела. Искренне обрадовалась, когда с первых минут, нет, даже мгновений сценического действа стало ясно, что наследие Николая Гоголя блестяще воплотилась на сцене XXI века в совершенно не искажённом виде и в первозданной неповторимости.
Уверена, что эта творческая работа ТБМ стала поистине сенсационным событием. И не только культурной жизни Севастополя, но, смею предположить, и Украины.
Чудо в том, что в течение двух актов, которые буквально пролетают, воспроизведено практически всё содержание бессмертной поэмы. Но – особыми, истинно современными театральными средствами.
эпоху переносишься сразу, ибо ещё до открытия занавеса взгляд упирается в полосатую полицейскую будку, расположенную с одной стороны сцены. А с другой стороны предстаёт развилка дорог с указателями сёл: Маниловка, Коробкино, Ноздрёво, Плюшкино… Тут же, под столбом с развилкой, появляется главный герой, напутствуемый родителями и учителями-наставниками – их неясные расплывчатые силуэты возникают на открывающейся сцене из тумана, словно призраки… А дальше…
А дальше словно листаешь страницы гениальной поэмы – благодаря изумительным метаморфозам театральных декораций, автором которых стала главный художник театра Татьяна Карасёва. А ведь в их основе лежит всего лишь одна конструкция, трансформирующаяся самым непостижимым образом: от карточного стола губернского собрания до величественного герба Российской империи в присутственном месте.
Филигранная игра света и тени, наплывов тумана (заслуга художника по свету Сергея Молчанова) органично дополняется звуковыми эффектами (творчество Алексея Майко), а также тщательно продуманными костюмами. Настоящие иллюстрации к творению Гоголя! И в его стиле – причудливого переплетения мистики с реалиями бытия.
В этом антураже потрясающе рельефны и зримы образы героев – благодаря замечательной игре актёров.
ЗДЕСЬ,конечно же, в первую очередь, надо назвать заслуженного артиста АРК Олега Флеера. Он настолько убедителен в образе Чичикова. Иными словами, так вжился в этот образ, что, кажется, другого актёра здесь быть просто не может. Никогда ещё, по моему мнению, актёрский талант не раскрывался столь многогранно и полно. Да и сам Олег Флеер полагает, что Чичиков – это лучшая его роль из всех ролей за годы сценической карьеры.
На редкость колоритна и галерея помещиков, начиная с прекраснодушной четы Маниловых (Матвей Черненко – Юлия Грушун). Комедийный дар Матвея Черненко уже не раз был высоко оценен зрителями ТБМ. Но в новой работе и актёр, и его партнёрша (кстати, новенькая в театральной труппе) буквально покорили зрителей. На образы сработали и удачные костюмы – уютные стёганые домашние халаты. А зримым воплощением вдохновенных маниловских прожектов стали… ожившие античные статуи, грациозно передвигающиеся по сцене.
Каждый эпизод приносит зрителям новые сюрпризы. В сгущающейся до полной непроницаемости грозовой тьме под непрерывные усиливающиеся удары грома Чичиков вдруг проваливается куда-то вниз – словно в гроб. Но… Вспыхивает свет – и зловещий атрибут на самом деле оказывается… уютной симпатичной коробочкой, чем-то похожей то ли на фамильный старинный сундук то ли на гигантскую шкатулку из пышных розовых подушек и подушечек. Под стать этой необычной «гостиной» и её хозяйка – Настасья Петровна Коробочка – несравненная и восхитительная Жанна Терлецкая!
А Ноздрёв, которого столь же блистательно играет лауреат премии имени Г. Апитина Илья Спинов! Нельзя не сказать о такой творческой находке, как плутовской шашечный турнир, комический эффект которого усиливает гигантская клетчатая доска, по которой игроки с огромными шашками, похожими по форме на бутылки шампанского, совершают ходы в буквальном смысле этого слова…
Великолепен заслуженный артист Украины Валерий Сенчиков, прямо-таки перевоплотившийся в истинно гоголевского Собакевича. Так же, как Людмила Глазунова – в чопорную супругу оного помещика Феодулию Ивановну. Характеристика образов органично дополняется и колоритной декорацией: хлебосольным столом с «бараньим боком», «индюком ростом с телёнка», аппетитными поросятами и другими впечатляющими деликатесами.
Какой контраст с Плюшкиным (Виктор Куклин), изумившим и Чичикова, и зрителей неожиданным появлением, казалось бы, из-под сцены – в немыслимом рубище и с тележкой, набитой всяческим хламом.
В спектакле нет ни одного проходного персонажа! Даже каждый эпизодический герой интересен по-своему, как, например, полицмейстер (Александр Иваненко), прокурор (Александр Костелов) или чиновники казённой палаты во главе с её председателем (Александр Безродный). В массовых сценах тоже нет массовки, ибо каждый персонаж там – неповторимая личность.
Мастерски вписана в сценическое повествование и «Повесть о капитане Копейкине». Причём капитан Копейкин (Виктор Богомолов) появляется на сцене всего два раза. Но этого достаточно, чтобы не только воскресить в памяти всё содержание вставной новеллы «Мёртвых душ», но и осознать её значение в повествовании.
Здесь, на сцене, становятся важными и закономерными не только каждая реплика, но и каждый жест. Чего стоит, например, такая творческая находка, когда капитан Копейкин разбрасывает последние крошки хлеба голубям, и эти крошки потом собирает… Плюшкин.
ШКВАЛ аплодисментов в финальном эпизоде премьеры вынес на сцену режиссёра Людмилу Оршанскую – заслуженного деятеля искусств Украины, автора сценической версии и постановки. Она не стремилась скрыть радостного волнения. Ведь овации и искренний восторг публики – символы триумфа! – продемонстрировали главное: спектакль состоялся!
Замысел этой творческой работы возник неожиданно и, как никогда, сопровождался мучительными творческими поисками, в ходе которых Людмила Евгеньевна буквально перелопатила всё творчество Гоголя, а «Мёртвые души», можно сказать, выучила наизусть. И, по её признанию, перед премьерой мысленно просила благословения у Николая Васильевича Гоголя.
Так или иначе режиссёр Людмила Оршанская сумела отыскать заветный ключ к удаче. Воплотить присущее Гоголю причудливое соединение фантасмагории с реализмом. Не изменить ни одного слова в актёрских репликах. Ну, а режиссёрских находок хватило бы на несколько спектаклей.
Но не будем говорить подробно о муках творческого поиска – пусть они останутся тайной театрального закулисья.
…ТЕАТР традиционно далёк от политики. Как, впрочем, и полагается настоящему искусству. И всё же… На протяжении всего действа меня не покидала мысль о потрясающем совпадении: ведь этот спектакль не о безвозвратно и бесконечно далёком девятнадцатом веке, а о нашем, двадцать первом столетии! Если ещё точнее, о нынешней ситуации на очередном сиюминутном политическом распутье.
Многочисленные кандидаты в президенты при, казалось бы, разных партийных пристрастиях видятся мне эдаким коллективным Чичиковым – прямо-таки его братьями по разуму и деловой практической хватке.
Потому что, подобно милейшему Павлу Ивановичу, все они стремятся к одному – любой ценой заполучить «мёртвые души», то бишь, избирательские голоса, с помощью которых можно если уж не добраться до президентского… стула, то хотя бы, набрав политический вес, подкормиться с президентского стола либо урвать лакомый кус в бизнесе.
Да, как это ни печально, мы для них – не что иное как «мёртвые души», о коих не надо заботиться и, тем более, выполнять их предвыборные наказы.
В этом – поистине гоголевский смех сквозь слёзы…
Оьга Сигачева.
Уже совсем скоро, в начале лета, общественность города и друзья театра для детей и молодежи “На Большой Морской” (ТБМ) поздравят его с 20-летием на праздничном вечере-концерте. Увы, небольшой зал театра не сумеет вместить всех его поклонников.
Однако самым главным зрителям театра – детям уже сейчас предоставлена возможность поздравить любимый театр: перед началом каждого майского спектакля они дружно скандируют “С днем рождения!”, а потом также дружно сопереживают его героям. Новая работа театра под названием “Сказочное путешествие” — это не просто очередная премьера. Она подготовлена творческим коллективом для юных зрителей как первая часть юбилейной программы.
По жанру “Сказочное путешествие” — это спектакль-концерт. Фрагменты более десяти постановок для детей разных лет “издания” объединены в нем в единое целое. Постановщики И.Плескачева (главный балетмейстер) и Л.Оршанская (художественный руководитель театра) “скрепили” эти фрагменты придуманной ими сюжетной линией: девочка из андерсеновской сказки и героиня мюзикла “Дюймовочка” 1996 года выпуска потерялась и что бы вернуться в свое волшебное королевство, должна пройти по территории чужих сказок.
Да только эти “чужие” вовсе не являются таковыми для большинства мальчишек и девчонок, собравшихся в зрительном зале. Многие из них легко угадывают сказку за сказкой, действие которых разворачиваются на их глазах в новом спектакле. Ну а там, где затрудняются дети, на помощь приходят сидящие рядом взрослые – ведь они тоже когда-то были маленькими театралами. И если юные зрители, к примеру, не знакомы со сказкой-балетом “Маугли”, этого не скажешь об их родителях, на долгие годы сохранивших впечатление об этом спектакле-Событии, бывшем в свое время “визитной карточкой” театра “На Большой Морской”.
Зато “Волшебную хлопушку” сразу узнают и те, и другие, хотя премьера ее состоялась девятнадцать лет назад (у театра тогда и помещения не было). “Хлопушка” по-прежнему развлекает детвору каждые зимние каникулы и даже сохранила кое-кого из самых первых исполнителей, например, Жанну Терлецкую – Бабу Холодину. Да и маленькую путешественницу по сказкам играет та же Катя Муханова, которая впервые показалась в образе Дюймовочки, будучи десятилетней школьницей. Можно сказать, талантливая молодая актриса родилась из “волшебного цветка” на сцене ТБМ.
…А вот еще одна сценка из новогоднего представления, название которого в зале называют сразу: “Как Иванушка за Дедом Морозом летал”. Да и как ошибиться, если эта сказка, несмотря на ее “младенческий возраст” (появилась на свет нынешней зимой), буквально влюбила в себя маленьких зрителей. Так же как и “Курочка Ряба” — спектакль, выпущенный в прошлом театральном сезоне, так же как и “Теремок” — еще одна сказка-долгожительница, с которой начинают знакомство с театром уже несколько поколений севастопольских ребятишек. Не говоря уж о постановках – настоящих фаворитах юной аудитории (судя по ее реакции) – “Буратино” и “Красной шапочке”, кстати лауреате прошлогоднего фестиваля ТЮЗов страны.
Конечно же, в отличие от Дюймовочки, которая в финале спектакля-путешествия вернулась-таки в свою собственную волшебную страну, кое-кто из публики свою “самую-самую” сказку на сцене не нашел — и остался чуточку разочарованным. “За бортом” остались “Чебурашка” и “Чиполлино”, “Три поросенка” и “Любопытный слоник”… Ну что поделаешь? Даже “перелистать” те чудесные истории, о которых поведал ТБМ за 20 лет творческой деятельности, согласитесь, не под силу даже такому магу и чародею.
Воистину, маленькие севастопольцы — это “привелигированное сословие”: у них есть персональный сказочник!
И Бог судья тем облеченным властью взрослым, кого так мало волнует его участь, кто за два десятилетия не только не облегчил ее, но и норовил отобрать последнее! Театр, рожденный не по указу свыше, а по зову влюбленных в искусство сердец, привык стойко держать удары “предательской судьбы”. И пусть еще долго-долго будут биться эти сердца, и значит сказка, мудрая и красивая, будет пробуждать в наших детях чувства добрые. С днем рождения, дорогие!
Галина Соколовская
Газета “Труженик моря» , июнь 2008 года
Севастопольский Театр для детей и молодежи «На Большой Морской » приступил к репетициям комедии великого русского драматурга Александра Островского «Красавец мужчина».
Ориентир на отечественную классику все больше становится характерным для творческого коллектива, равно интересно и ярко работающего как для юного, так и для взрослого зрителя. Два года назад на сцене ТБМ впервые прозвучал пушкинский роман в стихах, представленный в авангардной сценической версии «Пока Онегин жив…» Если же оглядывать всю биографию театра, то в ней были и Лев Толстой, и Антон Чехов, и Иван Бунин… В памяти севастопольских театралов осталась оригинальная инсценировка бунинской новеллы «В Париже». Этот спектакль в 1995 году представлялся на международном театральном фестивале в Аммане. А драматический образ русской эмигрантки Ольги Николаевны в исполнении молодой актрисы Натальи Клочковой (ныне — заслуженной артистки АР Крым), стал одним из лучших в ее репертуаре, вошел в золотой фонд ТБМ.
Сыграет эта известная актриса и в спектакле по Островскому. Впрочем, в нем заняты и другие матера здешней сцены — Валерий Сенчиков, Жанна Терлецкая, служащие ТБМу уже на протяжении двух десятилетий. Ну а главная роль «красавца мужчины» с красноречивым именем Аполлон отдана сразу двум исполнителям: заслуженному артисту Крыма Олегу Флееру и первому любимцу молодежной публики — Матвею Черненко. Роль аполлоновой жены так же репетируется в паре — Екатериной Мухановой и Натальей Митичкиной. Флотский зритель имел возможность увидеть их в постановке по военной драме Б. Васильева «А зори здесь Тихие». Актрисы сильно и убедительно воплотили образы девушек-бойцов Жени Комельковой и Сони Гурвич. Единственный мужской образ этой, уже советской классической пьесы, — старшины Васкова создал талантливый актер Илья Спинов. За что он недавно выдвинут на соискание премии имени народного артиста России Германа Апитина, главной крымской награды, которая ежегодно вручается победителям республиканского смотра-конкурса к Международному дню театра. В «Красавце» у Ильи небольшая роль, но, как и любая, вышедшая из-под пера Островского, она представляет очень интересный материал для актерского осмысления и воплощения.
Ставит комедию художественный руководитель театра Людмила Оршанская и режиссер Ольга Ясинская. Сценографию осуществляет главный художник Татьяна Карасева. Премьера не заставит себя долго ждать, она состоится еще до майских торжеств, которыми ознаменуется 20-летний юбилей Театра «На Большой Морской». Ведь текущий сезон, как известно, для труппы именинный.
Отрадно, что комедия Островского (как и нынешний новогодний спектакль для детей «Как Иванушка за Дедом Морозом летал») выпускается театром на средства местного бюджета. Так в Севастополе реализуется программа поддержки и развития русского языка и культуры.
Лада Лучникова,
газета «Флаг Родины»
Самый лучший Волк
– Мама! Мама! Смотри – волк!
Взрослые, идущие по площади 50-летия СССР, дружно оглядываются на крик пятилетнего пацана. Но там, куда он тычет пальчиком, никаких зубастых зверюг. Разве что худощавый молодой человек с яркими глазами на веселом лице.
– Матвей, бывает такое?
– Случается. Но, если честно, узнают не столько дети, сколько взрослые. “Волка” среди прохожих скорее заметит мама, которая водит малыша в ТБМ. Дети счастливее взрослых, они не ассоциируют актера с образом. У них и сказка взаправду, и Волк взаправду. Если, конечно, достойно сыгран.
Матвей Черненко играет Волка блестяще. Причем так, что его зубастый злодей не пугает юную публику, а заставляет ее с напряжением следить за сюжетом, потом смеяться и радостно хлопать в ладоши. Он злой, коварный, и все-таки смешной. Не случайно эта роль в спектакле “Здравствуй, Красная Шапочка!” (первая главная роль молодого актера в Театре “На Большой Морской”) сразу получила приз зрительских симпатий. А потом, на фестивале ТЮЗов Украины в Макеевке, была признана лучшей мужской ролью.
Севастопольцам повезло. У них есть прекрасный театр для детей и юношества, коему нынче двадцать лет, есть труппа, способная воплотить на сцене чудо сказки, равно необходимое и маленьким, и взрослым. Но мы, обладатели этого сокровища, как водится, не очень-то его и ценим. Работа тэбээмовцев подчас кажется просто веселой яркой забавой. О том, что это совершенно особый, высокий профессионализм всех и каждого участника театрального действа, как-то не думается.
Тем не менее, это именно так. И судьба Матвея Черненко, актера незаурядных комедийных данных, легкого, пластичного, заразительного еще одно тому подтверждение. Пять лет назад он пришел в ТБМ, окончив школу-студию при Крымском русском академическом драмтеатре. Его педагогами были народные артисты Украины Владимир Деньщиков и Валерий Юрченко, к выпуску он уже не раз выходил на академическую сцену. К слову, были там и два детских спектакля.
– Это и определили специализацию?
— Нет, я не готовил себя именно к ТЮЗу, но теперь счастлив, что так получилось. Дети – нелегкая, но очень интересная аудитория, неподдельная, искренняя. Это не взрослые, которые будут вежливо ждать, когда актеры “разогреются”, спектакль должен захватить их с первой же минуты и держать, держать, до самого финала! Они проще в отношениях, но сложнее в работе.
– Как же актеры выдерживают такое напряжение?
— Если мелочиться, получишь такой же мелкий результат. А ведь мы закладываем в детей то, что в них останется на всю жизнь.
– Поэтому ваш Волк не злодей, а хитрец?
— Мы создавали этот образ вместе с режиссером Ольгой Ясинской. Страшилки – не наш профиль. Наш отрицательный персонаж ни в коем случае не должен маленького зрителя пугать. Его задача – двигать сказку, создавать контраст (хотя бы с тем же Зайцем, который в результате становится Храбрым), конфликт, в котором все равно победит добро. Не просто, но победит.
– Это подоплека для совсем маленьких, а как же ребята переходного возраста, почему они “западают” на Волка?
— Наверное, потому что чувствуют в нем схожесть с собой в потребности чем-то выделиться, обратить на себя внимание, получить признание окружающих. Повадки моего героя – тот же пирсинг: кольцо хоть в нос, лишь бы заметили.
– Подростки – одна из труднейших аудиторий?
— Да. Годам к двенадцати ребенок идет в наш театр (если идет), заранее говоря себе: “Сказка? Это уже не для меня!” Он очень хочет скорее повзрослеть. А увидеть в такой постановке особый жанр, требующий и чувства юмора и способности раскрепоститься, еще не может.
– Но есть и спектакль-труд, спектакль-переживание, скажем “Девочка со спичками” по Андерсену.
– Малыши не совсем понимают, о чем речь, им финал кажется счастливым. А те, кто постарше, как и взрослые, нередко плачут. Но театр должен давать и такой урок – душевной боли. Если юный человек научится чувствовать ее в собственной душе, он не сделает больно другому.
А вообще, молодежная аудитория дарит разные открытия. Знаете, однажды нам пришлось играть спектакль “Умка ищет Новый год” на зал, где сидела… рота солдат. Представляете ситуацию, когда Дед Мороз “никак не может” зажечь елку? Актер сымпровизировал и сказал: “Елочка не зажигается, потому что товарищи солдаты нам не помогают!” И они так рявкнули “Зажгись!”, что она, наверное бы, и без электричества засветилась!
Нести в мир добро – позиция актера, чье сценическое злодейство так ярко и талантливо. Он ведь даже из Кощея Бессмертного (“Как Иванушка за Дедом Морозом летал”) сумел сделать Кошу, показывающего залу “козу”. И это не только его собственная позиция, а позиция всего театра, возглавляемого Людмилой Оршанской.
Однако сказочность не лишает актеров ТБМ возможностей для расширения амплуа. Матвей Черненко прекрасно демонстрирует это, например, в кинематографе. Достаточно посмотреть хотя бы эпизод в фильме Егора Кончаловского “Консервы”, где герой Черненко, постоялец наркопритона, стращает героя Марата Башарова. План крупный, грима почти нет, и сколько же холода, жестокости, безумия в глазах наркомана! Вот оно, истинное злодейство! Однако Матвей и на сей счет шутит: “Меня на этот эпизод выбрали, увидев в роли Сеньора Помидора!”.
Актер снимался в фильмах “Бегущая по волнам”, “Два товарища”, “Обитаемый остров”… Играл в эпизодах, но зато в нестандартных ситуациях: “В антиутопии “Новая Земля” меня даже… съели”.
Он опять улыбается, заряжая той самой жизнерадостностью, которую так хорошо чувствуют зрители его театра. И какая разница, главный ли он сегодня герой или выходит в массовке, играет ли сразу несколько ролей в одном спектакле (и такое бывает) или страхует коллег в кулисах, он востребован и узнаваем. А в некоторых семьях подрастающих театралов так просто кумир. Сама не раз видела, как взобравшись с букетиками цветов на сцену, маленькие зрители дарили их именно Матвею, хотя чуток и побаивались его зловредного героя.
Впрочем, в репертуаре Театра “На Большой Морской” не только утренние спектакли. Здесь играют классику и современные пьесы. Недавней яркой удачей стала премьера “Сватовство в Марьяновке”, где Черненко сыграл одну из главных ролей – гарного парубка Тимоху. Теперь в паре с заслуженным артистом Крыма Олегом Флеером он репетирует красавца мужчину в одноименной пьесе Островского. А в творческом багаже и мистическая драма “Пока Онегин жив…”, и комедия “Французский ужин”…
– Легко ли менять стилистику детской постановки на общение со взрослым зрителем?
— Мне было сложнее совершить обратный переход. Даже после школы-студии академического театра, все-таки очень не хватало синтетичности актеров ТЮЗа, пластики, музыкальности… Спасибо за это нашим ведущим специалистам, партнерам… Хореограф Ирина Плескачева любого “зверя” танцевать научит, а завмуз Ирина Кузнецова – петь (хотя тут у меня почти никаких талантов)… Педагог по речи Наталья Александровна Батурина – МХАТовская школа. А уж как подробно с актерами работает Людмила Евгеньевна Оршанская!..
– Даже самым востребованным актерам традиционно задают вопрос: о какой роли мечтаете?
– Надо постараться на все сто выложиться в той роли, которая есть, которую доверили сейчас. И тогда, может быть, именно она станет ролью твоей мечты.
Такой вот Волк, он же Крокодил Гена, он же Синьор Помидор, он же Кощей Коша и прочая, прочая, прочая водится на нашей севастопольской Большой Морской. Приходите смотреть всей семьей!
Наталия МИКИРТУМОВА
СКАЗКЕ – ЖИТЬ ВСЕГДА!
Севастопольский театр для детей и молодежи “На Большой Морской” (ТБМ) накануне празднования своего 20-летия подарил детям новую яркую и знаковую постановку – “Путешествие в сказку”.
Перед юными зрителями предстали сказочник Оле Лукойе (Валерий Сенчиков) с разноцветным волшебным зонтиком и нежная хрупкая Дюймовочка (Екатерина Муханова) – в неожиданной интерпретации. Как выяснилось, Дюймовочка вдруг… исчезла из своей сказки и очень хочет туда вернуться. Но даже мудрому и всезнающему Оле Лукойе удается помочь ей далеко не сразу. Ведь сказочный мир ТБМ безграничен – не мудрено заблудиться…
Подобно граням вращавшегося волшебного зонтика действие переносило главных героев из сказки в сказку. Деревня из “Курочки Рябы” сменялась экзотическими джунглями (“Маугли”), затем – завораживающими белоснежными владениями Ледяной Девы (“Девочка со спичками”)… Побывали главные герои и в царстве Кащея Бессмертного. Встретились с Буратино, Белым Котом, Зайцем… И, наконец, Рождественская Звездочка из андерсеновской сказки оказалась для Дюймовочки путеводной звездой и привела ее в царство эльфов – к прекрасному Принцу.
Восхищали режиссерские находки Людмилы Оршанской и Ирины Плескачевой. И, конечно, актеры, каждый из которых по ходу спектакля прямо-таки по волшебству перевоплощался в пять-шесть персонажей…
Ребятишки – ровесники нынешнего века, восторженно внимавшие действу, не подозревали, что эта постановка стала своеобразным итогом многолетней работы театра, и что у многих сказок давняя сценическая судьба. И как настоящая сказка – сама судьба творческого коллектива. Ведь в конце 90-х годов XX века почти вся труппа ТБМ, отчаявшись от ожидания новоселья на Большой Морской, обрела новую сцену в российском Старом Осколе. Но ТБМ остался и в Севастополе: благодаря художественному руководителю Людмиле Оршанской он, словно птица Феникс, возродился на базе детской студии и заискрился новыми гранями талантов.
Каждая работа театра – сюрприз, запоминающийся надолго. Неподражаемыми творческими открытиями отличались работы для юных зрителей последних лет – “Здравствуй, Красная Шапочка!”, “Как Иванушка за Дедом Морозом летал”, “Курочка Ряба”, “Все мальчишки дураки” и многие другие.
Явлениями театральной жизни Севастополя стали и спектакли для взрослых “Парижский сплин”, “Пока Онегин жив”, “Французский ужин”. А лирическая комедия “Сватовство в Марьяновке”, приобщившая зрителя к украинской народной культуре, стала дипломантом международного фестиваля “Мельпомена Таврии-2007”.
Ольга Сигачева
“ВАШ СПЕКТАКЛЬ – ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ, ЖИВОЙ…”
Ровно год назад, в феврале 2007 года состоялось первое представление лирической комедии “Сватовство в Марьяновке” на сцене Севастопольского театра для детей и молодежи “На Большой Морской”. Творческий коллектив сделал замечательный подарок своим землякам: спектакль по пьесе известного украинского драматурга Владимира Канивца стал событием в культурной жизни города, на которое откликнулась и газета “Флот України”, подробно осветив эту премьеру.
И вот новый повод обратиться к работе театра: ее режиссер – художественный руководитель ТБМ Людмила Оршанская, постановщик Ольга Ясинская и исполнитель главной роли заслуженный артист АРК Олег Флер выдвинуты на соискание премий очередного смотра достижений театрального искусства Крыма, итоги которого подведут к Международному Дню театра.
Кстати, ТБМ уже имеет в своих рядах двух победителей этого конкурса, который ежегодно проводит Крымское региональное отделение Национального союза театральных деятелей Украины. Это Валерий Сенчиков (номинация “Лучшая главная мужская роль”, 2004г.) и Жанна Терлецкая (лучшая женская роль второго плана, 2006г.) Оба они играют и в “Сватовстве…”: жителей полтавского села Марьяновки деда Северина и Василину.
Быть ли театру в лауреатах и на третий раз? По большому счету, это не так уж важно. Куда важнее то, что за прошедший год краски этого удивительного спектакля не потускнели, и он приобрел множество новых зрителей-друзей. И еще попал в поле зрения театральной общественности страны, став дипломантом престижного международного фестиваля “Мельпомена Таврии”. Фестиваль проходил в Херсоне летом прошлого года, в девятый раз – и впервые принимал на своей сцене коллектив из Севастополя.
А недавно, уже в новом году в театр пришло письмо из Херсона. В нем – поздравление от председателя оргкомитета этого фестиваля Александра Книги – генерального директора и художественного руководителя Херсонского академического музыкально-драматического театра им.Н.Кулиша и публикация из местной газеты, посвященная “Сватовству в Марьяновке”.
А начинается статья журналистки Ларисы Жарких так:
“Как вы думаете, что было самой большой неожиданностью на фестивале “Мельпомена Таврии”? Нет, не приезд зарубежных театров и известных актеров. Неожиданнее всего было услышать чистую украинскую речь из уст актеров славного города Севастополя. Да-да, того самого русскоязычного города, где концентрируются все политические события, связанные с языковой проблемой, и тут на тебе – спектакль на украинском языке – великолепный, живой. Самый радостный спектакль фестиваля!”
А для участников спектакля самой большой, незабываемой радостью обернулась встреча с фестивальным зрителем.
— Подошло к концу представление, — вспоминает режиссер Людмила Оршанская, — и стало происходить что-то странное, чего мы не ожидали: люди остались в зале! Столпившись у сцены, где уже работал херсонский фотограф, снимая наших артистов для хроники фестиваля, они словно бы тоже желали оставить “на память” лица тех, кто играл сегодня для них…
— Давно не наблюдала такого единения сцены и зала, — заметила член жюри фестиваля Елена Бондарёва, доктор филологических наук из Киева, — все зрители были вашими
в этот вечер, а это и есть “главная номинация” для любого театра.
Отметили севастопольцев и другие профессиональные ценители. Так, научные сотрудники кафедры театрального искусства Херсонского госуниверситета к достоинствам спектакля отнесли его органичность и правдивость, красоту сценического зрелища, прекрасное художественное и музыкальное оформление.
Не обошлось без забавных курьезов. После окончания фестивального представления к завлиту ТБМ Татьяне Кудряковой подошла ее коллега из другого театра, которой она накануне поведала, как рождалась премьера.
— Зачем вы сказали неправду?! – возмутилась коллега. – Артисты не знали языка? Да кто же теперь поверит в это?!
Но, конечно же, завлит севастопольского театра не грешила против истины. Приступая к репетициям, исполнители действительно не владели языком, на котором общаются персонажи пьесы. За исключением, правда, Валерия Константиновича Сенчикова. Он ободрял партнеров, рассказывая им, что много лет назад, поступив учиться в Харьковский институт искусств, оказался единственным студентом, кто говорил лишь по-русски. И что с того? Прошел всего семестр, и он – опять же единственный на курсе – получил по предмету “украинская сценречь” пятерку.
И коли мы уж назвали имя этого мастера здешних подмостков, самое время поделиться впечатлением от старого казака Северина, образа, исполняемого с подлинным комедийным блеском. Его очередное – не к месту – воспоминание о турецком “полоне” зрители сопровождают взрывами хохота, а вот первое появление Сенчикова на сцене всегда повергает его поклонников в состояние, близкое к шоку: неужели это он, — сыгравший дотоле Онегина, Чацкого, князя Мышкина?.. Перевоплощение полное!
Выдвижение Олега Флера в номинанты нынешнего крымского конкурса лучших театральных работ говорит само за себя, да и творчество этого ярко одаренного артиста хорошо знакомо всем, кто интересуется искусством театра. Восхищаясь тем, что делает Флеер в этой комедии, трудно даже представить, как мучительно он входил в непривычный драматургический материал. Но независимо от того, как сам исполнитель относится к результату своих творческих усилий, крестьянин Савка – одно из самых значительных его сценических созданий последнего времени.
Настоящим украшением “Сватовства…” являются молодые исполнители главных ролей Гали и Тимохи, нежные чувства которых друг к другу провоцируют в Марьяновке целую череду несусветных (с вмешательством “нечистой силы”) потешных событий. Любовь же к Лизе Бессокирной и Матвею Черненко у публики возросла многократно, хотя и раньше они не были ею обделены. Ведь оба из тех молодых артистов, имена которых первым делом ищут зрители – и огорчаются, если не находят. К счастью, такое случается редко, так как и Лиза, и Матвей чрезвычайно востребованы в репертуаре.
Матвей работает в театре несколько сезонов, но уже успел стать победителем Всеукраинского фестиваля театров юного зрителя за роль в спектакле-сказке, а вот к творчеству Елизаветы Бессокирной почитатели этого коллектива “неровно дышат” еще с тех давних пор, как школьницей она впервые показала свою Ласточку в детском мюзикле “Дюймовочка”. За этот образ юная актриса удостоилась приза “зрительских симпатий” в Москве, в стенах знаменитого театра имени Натальи Сац, где проходил фестиваль “Искусство – любовь моя”.
Окончив студию при ТБМ и затем Киевский театральный вуз, Лиза по-прежнему играет Ласточку и множество других ролей на сцене театра, давшего ей путевку в любимую профессию. Ну, а ее героиня из “Сватовства…” мало того, что чудо как хороша в национальном украинском костюме! Это – дивчина с характером! И чего только нет в ха-
рактере, тщательно вылепленном актрисой: кокетство и лукавство, простодушие и упрямство… С такой Галей не соскучишься!
Не дает зрителям скучать, как вы поняли, и сама украинская комедия, да и все остальные спектакли юбилейной афиши театра для детей и молодежи, который в мае отметит свое двадцатилетие. Есть что посмотреть, есть чему и кому сопереживать.
Масса поклонников у “Французского ужина” по пьесе М.Камолетти в постановке Л.Оршанской.
По-прежнему привлекает внимание театралов “Парижский сплин”, очень необычный по своей форме – синтез слова, музыки, танца на сцене, а посвящен он французскому поэту Шарлю Бодлеру – гениальной и трагической фигуре в литературе девятнадцатого столетия. Это – так называемый авторский проект, в котором замысел и исполнение в одних и тех же “руках”. И творческий дуэт главного балетмейстера театра Ирины Плескачевой и талантливого молодого артиста Ильи Спинова, поверьте, производит сильное впечатление!
Кстати, Илья также номинирован на смотр-конкурс КРО НСТД Украины, о котором мы упоминали – за образ старшины Федота Васкова в спектакле “А зори здесь тихие…”. Военная драма по повести Бориса Васильева только начала путь к зрителю, будучи поставленной в самом конце прошлого сезона, и если вы не успели познакомиться с этой постановкой, вам еще представится такая возможность. Очень советуем не упустить ее.
Зато ваши дети – и малыши, и школьники – наверняка побывали хотя бы на одной-двух сказках ТБМ. Озорных, мудрых, празднично красивых.
А может, первый поход в театр им еще предстоит?..
Тогда не растеряйтесь у афиши: выбор очень велик.
Тут вам и истории про Буратино и Чиполлино, красную Шапочку и Чебурашку, инсценировки Киплинга и Андерсена, “Теремок” и “Морозко”…
Знаете ли вы, что среди театров юного зрителя – а их в Украине всего девять! — севастопольский в творческом отношении считается одним из лучших?
До встречи в зрительном зале!
Татьяна Бончук
И от души порадовал юных жителей
этого города, встречавших его аплодисментами и цветами.
Как, быть может, догадался читатель, речь идет о новом спектакле севастопольского театра «На Большой Морской» под названием «Как Иванушка за Дедом Морозом летал». Он совсем недавно пополнил обширный новогодний репертуар нашего тюза, начало которому было положено еще двадцать лет назад «оглушительной» «Волшебной хлопушкой», которая до сей поры сохраняется в зимней афише. Что же касается новорожденного «Иванушки…», то он, как нам кажется, стал не только достойным продолжением этой афиши, но и представляет собой один из самых удачных творческих проектов последнего времени, предназначенных севастопольской детворе.
Впечатляющие и на удивление современные в исполнении молодых артистов персонажи русского фольклора (севастопольский автор Д. Алтухов густо заселил им свою пьесу, созданную по мотивам народных сказок); богатство фантазии постановщиков спектакля Л. Оршанской—художественного руководителя и И. Пантелеевой—режиссера, использовавших на сей раз даже те средства сценической выразительности, которые ранее не применялись в этом театре; великолепные костюмы и декорации, придуманные главным художником ТБМ Т. Карасевой,—все это сделало «Иванушку…» поистине незабываемым зрелищем для сотен мальчишек и девчонок, посетивших новогодние представления в гостеприимном доме по пр. Гагарина, 16.
Теперь к поклонникам этого спектакля присоединились и маленькие зрители Ялты. Надо сказать, что в этом городе хорошо знакомы с творчеством нашего театра. Ведь на протяжении последних нескольких лет практически каждый зимний сезон они получали возможность посмотреть его работы. В памяти ялтинской публики остались такие постановки, как мелодрама для взрослых «Миленький ты мой» и, конечно, сказки «Девочка со спичками», «Морозко», «Волшебная хлопушка».
И вот новая встреча с севастопольцами, состоявшаяся в течение трех дней на сцене местного Дома офицеров. И столь же яркие, как и ранее, впечатления, которые она после себя оставила. Много взрослых—мам и пап, учителей юных театралов—подходили после представлений, выражая слова благодарности, а также интересуясь адресом театра в Севастополе, его текущим репертуаром, поскольку собирались специально в выходные дни приехать с семьями в наш город и посетить спектакли ТБМ.
Уверена, что успех последней постановки севастопольского тюза в какой-то мере был предрешен. Ведь великолепное оформление (одно из главных составляющих этого успеха) было создано на средства, выделенные из местного бюджета, что является акцией поддержки развития русского языка и культуры. Деньги, а это 70 тысяч грн, предназначены для выпуска двух спектаклей. Второй—комедия А. Островского «Красавец-мужчина»—увидит свет в мае. Его премьеру планируется представить зрителям в день празднования 20-летнего юбилея со дня основания севастопольского молодежного театра.
Л. ТЕТ. Газета «Слава Севастополя»
-
37 сезон
2023-2024 -
36 сезон
2022-2023 -
35 сезон
2021-2022 -
34 сезон
2020-2021 -
33 сезон
2019-2020 -
32 сезон
2018-2019 -
31 сезон
2017-2018 -
30 сезон
2016-2017 -
29 сезон
2015-2016 -
28 сезон
2014-2015 -
27 сезон
2013-2014 -
26 сезон
2012-2013 -
25 сезон
2011-2012 -
24 сезон
2010-2011 -
23 сезон
2009-2010 -
22 сезон
2008-2009 -
21 сезон
2007-2008 -
20 сезон
2006-2007 -
19 сезон
2005-2006 -
18 сезон
2004-2005 -
17 сезон
2003-2004 -
16 сезон
2002-2003 -
15 сезон
2001-2002 -
14 сезон
2000-2001 -
13 сезон
1999-2000 -
12 сезон
1998-1999 -
11 сезон
1997-1998 -
10 сезон
1996-1997 -
9 сезон
1995-1996 -
8 сезон
1994-1995 -
7 сезон
1993-1994 -
6 сезон
1992-1993 -
5 сезон
1991-1992 -
4 сезон
1990-1991 -
3 сезон
1989-1990 -
2 сезон
1988-1989 -
1 сезон
1987-1988