16 сезон / История театра / СевТЮЗ

16 сезон

22 мая 2004г. - К. Драгунская «Все мальчишки - дураки». Режиссёр И. Плескачева

 

СМИ О НАС

 

Сначала о том, что поразило зрителей и ради чего, собственно говоря, и надо проводить фестивали. Первое потрясение: театр им. Леся Курбаса из Львова. Мы уже писали, что театр этот широко известен, что недавно с большим успехом прошли его гастроли в Америке, что он является участником творческих лабораторий, которые проходят в Испании, Италии, Франции. У театра им. Леся Курбаса своя школа, школа Владимира Кучинского, в основе которой лежит теория Л. Курбаса об актере — основной единице творческого пространства. Показанный на «Херсонесских играх» спектакль «Апокрифы» по драматической поэме и драматическому этюду Леси Украинки соответствовал этому посылу в высшей мере. Это одна из наиболее долго живущих постановок театра — премьера 1995 года. В её основе — ветхозаветные истории о людях, которые остались жить после Голгофы. Львовяне наполнили спектакль огромной внутренней силой и эмоциональным богатством, а вместе с тем точной пластикой, выразительностью и тонкими стилистическими решениями.

Остается лишь сожалеть, что «Апокрифы» были показаны в первый фестивальный день. Даже самые заинтересованные зрители еще не успели настроиться на фестивальную волну и не попали в орбиту театрального действа. Афиша фестиваля была объявлена с явным опозданием, а потому один из самых интересных спектаклей оказался обделен вниманием зрителей. Театр им. Леся Курбаса практически сразу же и уехал, потому что в ближайшее время он примет участие в театральном фестивале в Австрии.

Зато другому спектаклю — долгожителю повезло на зрителей гораздо больше, и это, несмотря на то, что театр свой, знакомый: театр для детей и молодежи «На Большой Морской» представил «Маугли», пластическую фантазию на темы Киплинга.

По признанию критиков, членов жюри, они шли на этот просмотр с некоторым опасением, поскольку знали все перипетии, которые выпали на долю коллектива в последнее время. Театр, пребывающий в достаточно суровых условиях, разделился. Театр осиротел. Театр остался без художественного руководителя. Чем он может порадовать? Чем поразить? Тем более на фоне все более часто появляющихся новых студий и коллективов.

Но оказалось, что ТБМ выстоял, он наполнился молодой задорной силой из своего собственного резерва — театральной студии. Он показал чистый спектакль, наполненный любовью, искренностью, энергетикой и бескорыстием. «Маугли» 1995 года рождения был возвращен к жизни в 2001 году (режиссер-постановщик Ирина Плескачева, автор воссозданной версии хореограф-репетитор Ирина Пантелеева). Спектакль заставил о себе говорить. И члены жюри были едины в одном: «Маугли» на фестивале — это явление.

Я с удовольствием привожу здесь слова члена жюри, доктора искусствоведения, профессора Нины Шалимовой (г. Москва), высказанные при обсуждении спектакля: «Прав Питер Брук: есть только два типа театра — живой и неживой. По спектаклю ясно: это живой спектакль, он показывает, что театр живет. И это стало для меня той большой нечаянной радостью, за которую говорю коллективу сердечное спасибо. И думаю: а ведь стыдно киснуть! Стыдно эмоционально переживать свои неприятности, когда видишь, что люди проходят через такое и оказываются живы».

Однако, как говорят, хвала хвалой, ода одой, а работа работой. Вчерашняя фестивальная программа включала в себя чеховскую «Чайку» в исполнении артистов театра «Монплезир» (Игорь Ларин, Галина Карелина), оперу-быль по произведениям С. Есенина «Пугачев», представленную Экспериментальной студией Академического театра им. Шевченко из Харькова, и комедию «Декамерон», показанную московским театром «Фест» у башни Зенона в Херсонесе.

Елизавета Юрздицкая

«Слава Севастополя» № 128 17 июля 2001 г.