Директор СевТЮЗа Андрей Маймусов: «Мы не следим за модой, мы ее создаем» / Новости / CевТЮЗ
Новости
1 декабря 2021 г.

Директор СевТЮЗа Андрей Маймусов: «Мы не следим за модой, мы ее создаем»

    Севастопольский театр юного зрителя – единственный профессиональный драматический театр для детей и юношества в городе-герое. Возраст СевТЮЗа совсем «недетский» – 33 года! Несколько поколений севастопольцев выросли на спектаклях театра. СевТЮЗ меняется вместе со своим зрителем, вместе с городом. Узнаваемость детского театрального бренда Севастополя уверенно растет на территории всей России. СевТЮЗ – активный участник самых престижных фестивалей для детских театров международного и всероссийского уровня. Это – отдельная часть пути, которую уверенно проходят люди театра во главе с художественным руководителем Людмилой Евгеньевной Оршанской и директором Андреем Михайловичем Маймусовым.

    О том, почему жизнь СевТЮЗа сегодня неразрывно связана с крупными проектами, конкурсами, фестивалями – в эксклюзивном интервью с директором театра Андреем Маймусовым.

Андрей Михайлович, здравствуйте! Сегодня мы говорим о фестивальной странице СевТЮЗа и о формате участия в ярких мероприятиях для детских театров. Давайте начнем с самых свежих впечатлений.

     Здравствуйте! Сразу хочу поделиться радостью. Буквально на днях были подведены итоги работы Экспертного совета Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2022 года. Уже сформирована конкурсная программа одноимённого Всероссийского театрального фестиваля, который будет проходить в Санкт-Петербурге с 17 по 26 апреля в девятнадцатый раз. Авторитетные эксперты отсмотрели 116 спектаклей российских театров и составили шорт-лист из 9 (!) постановок, который и сформировал программу «Арлекина». Спектакль «Нос» известного режиссера Яны Туминой, премьера которого состоялась на нашей сцене в апреле 2021 года, вошел в эту, поистине золотую девятку конкурсантов! Постановка одноименной повести Н.В. Гоголя в жанре трагической буффонады была отмечена в августе 2021 года Гран-При IV фестиваля севастопольских театров «ТОН-2021» и зрительским Гран-При в рамках этого же форума. Мнение экспертов и зрителей совпало, что принесло нам сразу две награды высшей пробы. Великий Гоголь и гениальная Тумина, уникальные музыка и костюмы, убедительная игра актеров… Мы поставили высокую планку, и эти усилия, как вы видите, себя оправдывают – вышли в финал самой авторитетной российской театральной премии за спектакли для детей, которую неофициально называют «детской Золотой маской».

Спектакль «Нос» © А4 НОВОСТИ / Александр Емелькин

    22 ноября на торжественной церемонии закрытия IV Высшей театральной премии Крыма «Золотой Грифон» в Симферополе СевТЮЗ признан победителем в двух номинациях: «Лучший спектакль для детей и молодежи» спектакль «Каштанка» (режиссер Иван Пачин), и «Лучшая режиссура» - Василий Сенин (музыкальный вертеп «Ночь перед Рождеством»). Надо отметить, что Высшая театральная премия Крыма «Золотой Грифон» – единственный на полуострове профессиональный творческий проект в области театрального искусства, направленный на поощрение профессионалов в этой сфере и призванный укрепить единое культурное пространство всего полуострова.

    Успехи СевТЮЗа впечатляют. Похоже, «звездопад наград» для вас случился не в августе, а в ноябре. Существует ли какая-то формула успеха?

Актеры спектакля «Печорин» © А4 НОВОСТИ / пресс-служба СевТЮЗа

     Наша формула, которую мы приняли за основу, звучит так: «Мы не следим за модой, мы хотим ее создавать». Мы стремимся задать некий театральный тренд в Севастополе, в Крыму. Пытаемся открывать новые театральные имена, привлекать к сотрудничеству топовых режиссеров, участников различных театральных лабораторий. Лабораторные работы – это увлекательный и очень полезный процесс, когда постановки создаются артистами с помощью этюдных методов «здесь и сейчас». Так у нас в театре появился лабораторный проект, который был молниеносно реализован. Это – «Печорин» по «Герою нашего времени» М.В. Лермонтова в постановке молодого режиссёра Леонида Прокофьева, постоянного участника фестиваля «Территория». Я вижу, как спектакль «Печорин» прямо «заходит» подрастающему поколению, потому что случилось адресное попадание в целевую аудиторию. Здесь молодежный формат был безошибочно определен. Я понимаю, были «всплески», когда взрослая, серьезная публика была недовольна какими-то моментами подачи, но это лишь подчеркивает, что язык молодежи был схвачен. Спектакль действительно увлекает школьников, после просмотра они мотивированы изучать произведение в рамках школьной программы или самостоятельно. Когда общаемся с библиотеками, нам говорят: «Вы сделали «кач»! Вы «качнули» – к нам пришли люди за этим материалом». То, что мы создавали и создаем, нам интересно.

Расскажите о творческом эксперименте – о постановке «Дневник кота-убийцы». Говоря на языке медиа, у нее очень кликбейтный заголовок.

     Постановка «Дневник кота-убийцы» режиссёра Юлии Каландаришвили – премьера марта 2020 года – это провокационное название и очень добрый сюжет. Аудитория спектакля – подростки от 10 до 14, можно сказать, «выпавшее» возрастное звено, для которого у театрального мира долго не было предложения. Есть сказки, которые рассчитаны на зрителя до 10 лет, а далее – все спектакли от 14, 16, 18 лет. Поэтому сейчас этот пробел в исследовании подростковой темы активно заполняется в культурном пространстве России: драматурги пишут пьесы, переводится иностранная подростковая литература. Название «Дневник кота-убийцы» появилось как предложение современному подростку, которое он может сам выбрать в афише. Не рекомендация от взрослых или учителя по обязательной школьной программе, которой он никак не избежит, а свой собственный выбор.

Спектакль «Дневник кота-убийцы» © А4 НОВОСТИ / Анна Садовникова

    «Дневник кота-убийцы» – очень популярная детская книга английской писательницы Энн Файн, которая завоевала сердца читателей и была переведена на очень много языков, продажи у нее были действительно большие по России и по миру. Для спектакля режиссером была придумана интересная форма - МЯУзикл, жанр КОТемпорари. Это – не мюзикл, а именно МЯУзикл, здесь есть некая пародия на жанр, есть своеобразное пластическое и музыкальное решение спектакля. В КОТемпорари МЯУзикле спрятались отношения подростка со сверстниками, окружающими, обществом. Поэтому она «зашла» своему зрителю, это можно видеть по реакции подростков и по их отзывам. А самое важное – это сформировавшееся благодаря постановке подростковое «сарафанное радио». Подростки приходят на этот спектакль не по одному разу, приводя с собой очередных друзей и активно рекомендуя его в сетях.

    Спектакль высоко оценен российскими театральными экспертами, благодаря чему «Дневник кота-убийцы» попал в две самые престижные детские театральные программы России. Первая – это Российская Национальная премия «Арлекин» (г. Санкт-Петербург). Мы стали номинантами основной программы и в июне этого года показывали наш спектакль в Петербурге в рамках фестиваля. Также мы вошли в программу Международного Большого детского фестиваля под руководством Сергея Безрукого (г. Москва).

    Поделитесь подробностями участия СевТЮЗа в Международном Большом детском фестивале. Какой импульс получили от такого грандиозного события?

  В конце октября «Дневник кота-убийцы» оказали на сцене Московского Губернского театра. Ликование зрителей и шум оваций сохранятся долго в памяти артистов и всей группы спектакля. А 22 ноября прошла церемония закрытия фестиваля, в рамках которой состоялся питчинг новых проектов для детских театров, открытый диалог с организаторами и учредителями фестиваля, в том числе руководством проекта «Культура малой родины». В диалоге коснулись тем выбора материала для постановок, организационных постановочных моментов, культурных обменов между регионами и коллективами. Выступили лидеры отрасли, задающие тренды, моду и новые направления развития театрального искусства для детей. Такой диалог качественно обновляет решения, принимаемые с одной стороны, и исполнение – с другой. На этом форуме прозвучала идея о создании номинации для прорывных театров, которые создают некий «творческий всплеск», яркие идеи и становятся заметны. Нас отметили именно как театр, который действительно совершил прорыв и звучит в театральной России как коллектив, стремительно набирающий репутацию ведущего. Мы звучим на фестивалях, нас отмечают эксперты, которые видят, как развивается театр. Театр представлен в программе «Большие гастроли для детей и молодежи» Росконцерта при поддержке Минкультуры РФ, в рамках которой мы уже посетили несколько городов и также планируем гастроли в будущем году.

Директор СевТЮЗа А. Маймусов и специалист по связям с общественностью Е. Серга © А4 НОВОСТИ / Мария Варлагина

    На Международном Большом детском фестивале Севастопольский ТЮЗ попал в пятерку лучших музыкальных спектаклей, но победа нам не досталась. В течение двух с половиной месяцев в конкурсной и внеконкурсной программе фестиваля были представлены 93 творческих проекта, а события фестиваля проходили на 24 площадках. От фан-клуба БДФ мы получили самодельную афишу, коллаж, который сделали дети к спектаклю «Дневник кота-убийцы». Он отражает то, как они поняли спектакль, как они его приняли. Детское жюри отметило, что они хотели бы увидеть постановку еще и обязательно привести на неё своих друзей.

    Федеральная программа «Культура малой Родины» звучит так громко, по-государственному, и при правильно выстроенном диалоге «театр-зритель», как мне кажется, она по-настоящему прокачивает театральное искусство. В Севастополе к нам действительно пришел новый зритель благодаря тому, что появились новые имена и новые названия. Нашими совместными усилиями мы смогли создать новый театральный продукт, который был предложен и пользуется спросом.

«Дневник кота-убийцы» на малой сцене Московского Губернского театра © А4 НОВОСТИ / Галина Фесенко

 Столько всего реализовано, а что – в планах? Куда планируете двигаться?

  Есть и будущие планы, не менее престижные и высокие. В декабре в городе Псков состоится XXVIII Пушкинский театральный фестиваль, на который СевТЮЗ приглашен в качестве участника. Пушкинский театральный фестиваль проходит в Пскове в 28-й раз, являясь значимым событием культурного календаря не только города, но и всей театральной России. В Псков на время фестиваля приезжают театралы из Петербурга и Москвы, а также других городов России, маститые критики. Декабрьская программа представлена так называемыми зальными спектаклями. Программа фестиваля – не конкурсная, она создается экспертами, сюда театры приезжают по приглашениям. В программе этого престижного фестиваля Севастопольский ТЮЗ представит спектакль «Нос», который стал заметным событием в театральной России. Можно сказать, мы уже работаем «на экспорт» – не только на внутреннего зрителя, который нас смотрит в родном городе.

    Также уже есть приглашение открыть 2 марта Всероссийский театральный фестиваль им. В.С. Розова «Розовфест» в Ярославле - тоже спектаклем «Нос». «Розовфест» призван стать центром притяжения театральных сил, способных претворить в жизнь творческое и духовное наследие не только Виктора Розова, но и его современников и последователей. Как видите, планы наши – масштабные, не все буду озвучивать. Всему своё время!

Мария Варлагина

Поделиться

Ещё новости

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»
11 июня 2025 г.

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман» Севастопольский театр юного зрителя с блеском представил наш город на III Международном фестивале национальных театров «Байкальский …

Детальнее