Костелов Александр
Заслуженный артист города СевастополяДата рождения: 29 апреля 1970 г.
Образование: 2010 г. Крымский университет культуры, искусств, туризма, режиссер драматического театра
Награды:
2024г.
Почетная грамота Гагаринского муниципального округа города Севастополя
2023г.
- I премия в номинации "Ансамбль" II фестиваля актёрской песни "Пьеро". Дуэт с Людмилой Костеловой
- Благодарственное письмо Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
2022г.
- Грамота Гагаринского муниципального округа города Севастополя
2020 г.
- Благодарность Правительства города Севастополя;
- Благодарность Законодательного собрания города Севастополя.
2019 г.
- Почетная грамота Правительства города Севастополя.
2018 г.
- Почетная грамота Правительства города Севастополя.
Звания:
2022г.
Заслуженный артист города Севастополя
Биография
Александр Сергеевич Костелов родился 29 апреля 1970 г. в Симферополе. В детстве, вместе с отцом-военнослужащим, несколько лет проживал в ГДР. В 1987 окончил в Симферополе сш. №27 и год до армии работал автослесарем. С мая 1988 по май 1990 – служба в армии, в Ростове-на-Дону; был водителем самосвала.
Затем перепробовал множество занятий и профессий – трудился шофером, электриком, был директором бара на Центральном рынке Симферополя и даже водителем-телохранителем, пройдя курс Международной школы телохранителей Иосифа Линдера.
В 2005 году поступил в Крымский университет культуры, искусств и туризма, который окончил в 2010 году, получив специальность режиссера драматического театра и педагога.
Несколько месяцев – на втором курсе университета – служил в Севастопольском академическом русском драматическом театре им. А.В. Луначарского, но попал под сокращение. С 2008 года (с небольшим перерывом) – в труппе Севастопольского театра для детей и молодежи, Севастопольском ТЮЗе. Работал также некоторое время начальником электроцеха и ночным сторожем театра.
«Театр – это моя сбывшаяся мечта, всегда мечтал только об одном – быть актером. Семья, родители меня в этом стремлении не поддерживали, и на сцену я вышел взрослым мужчиной, овладевшим до этого множеством умений и профессий, – рассказывает о себе Александр Костелов. – Единственное, о чем жалею, что не имел смелости попроситься в театр в юности. Может быть, мне счастье улыбнулось бы раньше».
Дебютом на сцене Севастопольского ТЮЗа у Костелова была небольшая роль в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Красавец мужчина», он играл Акимыча, слугу богатого барина Наума Лотохина. В роли Лотохина блистали признанные мастера – Валерий Сенчиков и Олег Флеер, и начинающий артист «смотрел на них во все глаза» – набирался практического опыта.
Сегодня Александр Сергеевич Костелов – заслуженный артист города Севастополя – сам мастер и корифей, на плечах которого в значительной степени держится весь классический репертуар театра.
Можно смело утверждать, что Пушкин и Гоголь, Тургенев и Гончаров, Островский, Достоевский и Горький, если бы, конечно, это было возможно, нашли бы слова благодарности для Александра Костелова, виртуозно воплотившего на сцене Севастопольского ТЮЗа персонажей их бессмертных творений.
На высшем уровне актерского мастерства сыграл Костелов сложную, полную противоречий и глубокого драматизма роль Сергея Петровича Железнова в постановке Семена Лосева «Васса Железнова» по второй редакции знаменитой горьковской пьесы. Капитан Железнов у Костелова одновременно и силен, и жалок, и по-своему праведен, и глубоко порочен. Дорогую цену платит он за привольную, сытую и пьяную жизнь, за верную любовь незаурядной женщины, за огромное богатство. И вот он уже не отец семейства и хозяин, а почетный квартирант в своем доме, погрязший в пьянстве и преступном разврате, смерть которого в самом деле лучший выход для всех… Ни единой фальшивой ноты, ни единого лишнего жеста не позволяет себе артист, показывая трагедию этого перемолотого жизнью человека…
Трепетное отношение у Александра Сергеевича к роли Автора в спектакле Людмилы Оршанской по повести И.С. Тургенева «Ася» – «самая цепляющая за душу», по его собственному признанию. Костелов так рассказывает об этой работе: «Мне нужно произносить текст, а я глотаю комок в горле и прячу от зрителей свои слезы… Поразительное произведение, тончайшая постановка». Добавим: большая творческая удача самого Александра Костелова.
Очень любит Костелов роль Головы в спектакле Василия Сенина по гоголевскому шедевру «Ночь перед Рождеством» и роль помещика Муромского в спектакле Василия Заржецкого по повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина – «играю свой характер, самые уютные, душевно комфортные для меня роли».
Василий Заржецкий, кстати, – любимый режиссер Александра Костелова: «Интеллигентный, очень терпеливый, уважает и любит тех, с кем работает, а главное – не просто знает ЧТО, но и может объяснить КАК».
В роли генерала Епанчина – спектакль «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского «Идиот» – режиссер Заржецкий ставил перед артистом Костеловым задачу играть «на сопротивление». «А получалось не естественно, – рассказывает Александр Сергеевич, – психологически малодостоверно. Мои поиски «злого гротеска» веселили публику, и я даже заметно переигрывал. А потом стал играть генерала так, как мне проще, без резких красок. И спектакль только приобрел, и роль, думаю, получилась». Трагическая буффонада Яны Туминой «Нос» по одноименной повести Н.В. Гоголя стал этапной для Севастопольского ТЮЗа. В декабре 2021 года он был отмечен Премией Правительства Российской Федерации за лучшую театральную постановку по русской классике. Впрочем, сам Костелов, играющий как раз тот самый Нос, сбежавший от майора Ковалева, к этой своей работе относится сдержанно. «Остался большой запас для совершенствования, для роста. Я не выжал из этой роли всего, что она позволяет», – пояснил артист.
Если пришло время сказать не о высокой классике и не о сложных драматургических образах, то как тут не вспомнить феерически смешного Лежачего полицейского, которого Костелов играет в спектакле Ирины Плескачевой по пьесе Анны Богачевой «Осторожно, дети!» Эта музыкальная постановка – очень добрый, забавный и наглядный урок по правилам дорожного движения. На сцене «оживают» дорожные знаки, разметка и он – Лежачий полицейский, вызывающий восторг у малышей и гомерический хохот у взрослых. Многогранен актерский талант Александра Костелова!
Костелов и кино – тема особая. Вспоминаем фильмы и сериалы: «Южные ночи», «Однажды в Ростове», «Гетеры майора Соколова», «Моя большая семья». В сериале режиссера Максима Бриуса «Береговая охрана» Костелов сыграл колоритного контрабандиста Мустафу. И через десять лет Бриус пригласил Александра Сергеевича сниматься в сериал «Шугалей», но увы. Как пояснил артист, «подвел возраст» – режиссер-то держал в памяти образ десятилетней давности… А в фильмах, где ему предлагали играть «плохих» русских или украинских офицеров, Костелов отказался сниматься сам. При этом он твердо уверен, что отказ артиста от роли в родном театре – нечто совершено невероятное, просто ЧП.
«Потолка я не чувствую, – говорит Александр Костелов, – я поздно начал, по сути дела, чувствую себя молодым, набирающимся опыта артистом. Хочу наверстать все упущенное. Все мои главные и «самые любимые» роли – впереди!»
Спектакли Севастопольского театра юного зрителя
- А. Толстой - "Золотой ключик или приключения Буратино", Карабас Барабас
- А. Пушкин - "Сказка о царе Салтане", Царь Салтан
- А. Маймусов - "Марусино сердце", Данилов
- А. Чехов - "Каштанка", Фёдор Тимофеич
- Н. Дашекская - "Тео — театральный капитан", Директор мышиного театра
- Д.Фонвизин - "Недоросль", Простаков
- Л. Костелова - "Новогодний концерт"
- П. Бажов - "Серебряное копытце", Кокованя
- И. Кузнецова - "Чудеса под Новый год", Дед Мороз
- И. Азаров - "Море Лазарева", М. П. Лазарев
- К. Станюкович, А. Норманская - "Севастопольский мальчик", Дядя Бугай
- С. Сергеев-Ценский - "Севастопольская страда", Н.И. Пирогов, Иннокентий-священник
- А. Беляев - "Человек-амфибия", Кристо
- А. Норманская - "Суворов - наука побеждать", Дед Тимофей, Александр Суворов
- Н. Кукольник, А. Норманская - "Морской праздник в Севастополе", Михайло Александрович
- А. Островский - "Гроза", Дикой
- А. Грин - "Алые паруса", Эгль - старец, Хор - жители Каперны
- И. Азаров - "Бриг "Меркурий", Офицер
- И. Тургенев - "Муму", Капитон
- А. Островский - "Женитьба Бальзаминова", Лукьян Лукьяныч Чебаков
- Н. Гоголь - "Нос", Нос
- Н. Гоголь - "Ночь перед Рождеством", Голова, Парубок, Запорожец
- Ф. Достоевский - "Идиот", Епанчин Е.Ф.
- А. Богачёва - "Осторожно, дети!", Полицейский
- Сценическая версия русской народной сказки "Гуси-лебеди", Батюшка
- И. Гончаров - «Обломов», Захар, слуга Обломова
- И. Тургенев - «Ася», Автор
- А. Пушкин - "2*Пушкин = Выстрел + Барышня-крестьянка", Муромский Григорий Иванович
- Н. Гоголь - «Чичиков», Прокурор
- В. Витин - «Кот в сапогах», Людоед
- М. Горький - «Васса Железнова», Сергей Петрович
- А. Богачёва - «Дракон бамбуковых островов», Черепаха
- М. Горький - «Васса Железнова», Сергей Железнов
- И. Плескачёва - «Сказочки на лавочке», Медведь
- А. Чехов - «Антоша Чехонте. Рассказики», Извозчик, Николай Андреевич
- А. Аверченко - «О маленьких для больших», Третий гость
- Д. Родари - «Новые приключения Чиполлино», Помидор
- М. Камолетти - «Французский ужин», Джордж
- Д. Киносита - «Журавлиные перья», Ундзу
- А. Чехов - «Дама с собачкой», Гуров