Терлецкая Жанна
Заслуженная артистка города Севастополя, заслуженная артистка АР КрымДата рождения: 10 августа 1963 г.
Образование: Ярославский театральный институт (ЯГТИ), актёр драматического театра и кино
Награды:
2023 г. - Почетная грамота Законодательного собрания города Севастополя
2021 г. - Грамота Главного управления культуры города Севастополя
2018 г. - Благодарность Министерства культуры РФ
2017 г. - Грамота Союза театральных деятелей РФ
Звания:
2023 г. - Заслуженный артист города Севастополя
2013 г. - Заслуженная артистка Украины
2010 г. - Заслуженная артистка АРК.
Биография
Жанна Алексеевна Терлецкая родилась 10 августа 1963 года в Севастополе
В 1996 году окончила Ярославский государственный театральный институт по специальности «актёрское искусство»
Работает в Севастопольском театре юного зрителя с августа 1988 года (с перерывом в апреле 2000 – сентябре 2001 гг.)
«Увидеть реальную человеческую жизнь – без заданных шаблонов»
Жанна Алексеевна Терлецкая входит в тот узкий круг севастопольского артистического сообщества, когда талант, опыт и почётные звания уже позволяют пожинать плоды неустанных трудов и почивать на лаврах, но душа молода, взор проницателен, реакции мгновенны и хочется созидать, творить, искать и совершенствоваться в большом и малом. В Севастопольском театре юного зрителя Жанна Алексеевна – яркий авторитет, признанный титулованный мастер: заслуженная артистка города Севастополя, заслуженная артистка АР Крым, ещё в 2013 году она получила звание заслуженной артистки Украины.
-- Я прекрасно помню наши самые первые постановки – тогда в здании Водоканала – когда мы назывались не театром, а только студией ТБМ. Какой же это год был? Лето 1987-го или уже 1988? Мы играли детский, очень добрый и светлый спектакль «Улыбнись, малыш!» Людмила Оршанская была мама-курица, Ирина Демидкина играла роль лисёнка, а мы с ребятами скоморошили, развлекая нашу публику, – всё это было бесконечно весело, празднично! Создатель нашей студии Виктор Оршанский умел работать так, чтобы в самых детских спектаклях его придумки и юмор были с расчётом и на взрослого зрителя, чтобы у нас был семейный театр, и наши постановки можно было бы смотреть и потом обсуждать всей семьёй.
Конечно, любой ТЮЗ – прежде всего детский репертуар, значит, сказки! Жанна Терлецкая воплотила на сцене такое число сказочных, фантастических персонажей, что их хватило бы на заселение десятка теремков!
-- Когда в театр берут артистку с амплуа травести – кого же ей предстоит играть? Очевидно, маленьких деток, зверушек – «населениe» сказок.
«Но любой артист хочет играть значительные, знаковые роли, – говорит Жанна Алексеевна. – Детский репертуар – там другие задачи для актёра, там другая степень внутренней работы, там всё-таки больше внешнего…»
Событием театральной жизни Севастополя стал спектакль «Гроза», поставленный в год 200-летия со дня рождения А.Н. Островского режиссёром Иваном Пачиным. Исключительно бережное отношение к классическому и всем со школьной скамьи знакомому авторскому тексту не исключало довольно смелых режиссёрских экспериментов и актёрских находок. Представить происходящее на сцене как съёмку фильма – таких спектаклей в Севастополе ещё не показывали! Безусловно, роль богатой купчихи Кабановой в исполнении Жанны Алексеевны Терлецкой – одна из самых заметных удач постановки. Дадим слово самой артистке:
-- Иван Пачин, режиссёр, понимал, что играть Островского так, как его играли в позапрошлом веке в Малом театре сейчас нельзя. В то же время нельзя было в угоду новому времени жертвовать классическим текстом. Значит, текст должен был зазвучать, должен был быть преподнесён по-другому. Нужно было найти оригинальное техническое решение – и оно было найдено. Режиссёр не хотел, чтобы Кабанова была Кабанихой – каким-то монументальным пугалом на сцене, в классической… нет, лучше будет сказать, в традиционной трактовке… Я сама писала в школе выпускное сочинение про тот самый «Луч света в тёмном царстве», к образам пьес Островского был единый стандартный подход и умничать как-то не приходилось. Сейчас же мы, готовясь к спектаклю, много думали и говорили о том, кто виноват в смерти Катерины. Понятно, что невозможно найти одного виноватого. Во время читки пьесы поразила меня фраза, на которую раньше и внимания как-то не обращали. У Бориса вырываются слова: «Хоть бы она умерла поскорее».
У меня – как вспышка, как молния пронеслось в голове: «Ах ты, сволочь!..» Мы переломили навязанное Добролюбовым клише про «тёмное царство» и про «луч света» в нём. У Островского всё гораздо сложнее! Нам хотелось видеть реальную человеческую жизнь – без заданных шаблонов. Каждый человек в жизни, особенно человек хорошо повидавший и поживший, по-своему прав. По-своему права и Кабанова. У меня теперь нет желания говорить «Кабаниха», только по фамилии – Кабанова. Конечно, молодому Добролюбову, с его юношеским революционным задором, хотелось резко, одним махом перекроить «старый мир», хотелось свободы. Но далеко не всем удаётся найти себя, справиться с этой вожделенной свободой…
Завершая беседу, Жанна Алексеевна высказала мысль, которую могли бы записать в свои рабочие блокноты многие молодые артисты:
-- Овладеть какими-то техническими приёмами, какими-то навыками актёрского мастерства – если ставить перед собой такую задачу – безусловно, можно. Иногда, когда вдруг не пришло вдохновение, можно сыграть на чистом ремесле, и никто этого, дай Бог, не заметит. Но если подменять работу сердца, труд души и богатство внутреннего мира внешними эффектами… Ничего не будет! Яркая индивидуальность и профессионализм – это основные составляющие актёрского успеха.
Всем своим творчеством, жизнью в театре Жанна Алексеевна Терлецкая доказала правоту этих своих слов.
P.S. У Владимира Набокова есть такая поэтическая строка: «... и для ума внимательного
где границы – там, где поставил точку я...»
У каждого текста есть время написания, дата – но жизнь продолжается, артисты выходят
на сцену, подводить какие-то итоги совершенно преждевременно. Вот и мы не ставим
точку! Напротив – предлагаем всем друзьям театра, поклонникам таланта наших артистов,
своими глазами, из зрительного зала следить за тем, что по совершенно понятным
причинам не могло быть отражено в нашем небольшом интервью.
Спектакли Севастопольского театра юного зрителя
- "Новогодний концерт 2025", Пассажир круиза
- К. Станюкович, А. Норманская - "Севастопольский мальчик", Анна Ивановна
- А. Островский - "Гроза", Кабаниха
- А. Грин - "Алые паруса", Соседка - няня, Хор - жители Каперны
- Л. Костелова - "Новогодний концерт"
- И. Пантелеева, Л. Оршанская - «Морозко», Старуха
- Ф. Достоевский - "Идиот", Лизавета Прокофьевна
- А. Богачёва - "Осторожно, дети!", Мама, Воспитательница
- Б. Юнгер - «Улыбнись, малыш»
- В. Витин - «Знать бы прикуп»
- У. Шекспир - «Ромео и Джульетта»
- И. и Я. Златопольские - «Приятного аппетита, Тигр»
- Ж. Ануй - «Жаворонок»
- Л. Устинов - «Старомодные чудеса»
- И. и Я. Златопольские - «Братец Кролик»
- М. Бартенев - «Про Иванушку-Дурачка»
- Е. Чеповецкий - «Мишкины Шишки»
- И. и Я. Златопольские - «Бегемот Бантик и клоуны»
- И. Бунин, Саша Черный - «Спаси и сохрани»
- С. Козлов - «В стране Тилимилитрямдии»
- «ТБМ-шоу»
- Э.-Л. Войнич - «Овод»
- А. Дьяченко - «Тугеза»
- Д. Родари - «Новые приключения Чиполлино»
- Г.-Х. Андерсен - «Стойкий оловянный солдатик»
- В. Магар - «Емеля»
- А. Чехов - «Антоша Чехонте. Рассказики»
- Р. Киплинг - «Маугли»
- «Песни прошлых лет»
- С. Маршак - «Теремок»
- И. Плескачева - «Истории Шервудского леса»
- С. Михалков - «Зайка-Зазнайка»
- Л. Толстой - «Власть тьмы»
- В. Орлов - «Поющий каштанчик»
- С. Маршак - «Кошкин дом»
- А. Некрасов, В. Соллогуб - «Вечер старинного русского водевиля»
- П. Панчев - «Четыре близнеца»
- Д. Алтухов, О. Ясинская - «Играем в трех поросят»
- А. Толстой - «Буратино возвращается»
- Н. Осипова - «Абрикосовая сказка»
- М. Камолетти - «Французский ужин»
- В. Канивец - «Сватовство в Марьяновке»
- Д. Алтухов - «Как Иванушка за Дедом Морозом летал», Анисья
- А. Островский - «Красавец-мужчина»
- Н. Гоголь - «Чичиков», Коробочка
- В. Витин - «Кот в сапогах», Королева бабушка
- С. Прокофьева, М. Микаэлян - «Малыш и Карлсон»
- Л. Герш - «Эти свободные бабочки»
- А. Чехов - «Антоша Чехонте. Рассказики»
- Э. Мошковская - «Сказка о маленьком козлике»
- Д. Фонвизин - «Недоросль», Еремеевна
- Н. Некрасов - «Дедушкины попугаи»
- В. Илюхов - «День рождения Снегурочки», Снежная Баба
- А. Аверченко - «О маленьких для больших», Няня
- Ю. Поспелова - «Бах-бах-бах», Актриса хора
- И. Куприн - "Загадка Полесья", Мануйлиха
- А. Богачёва - "Дракон Бамбуковых островов", Мама