Терлецкая Жанна / Люди театра / СевТЮЗ

Терлецкая Жанна

Заслуженная артистка города Севастополя, заслуженная артистка АР Крым

Дата рождения: 10 августа 1963 г.

Образование: Ярославский театральный институт (ЯГТИ), актёр драматического театра и кино

Награды:
2023 г. - Почетная грамота Законодательного собрания города Севастополя

2021 г. - Грамота Главного управления культуры города Севастополя

2018 г. - Благодарность Министерства культуры РФ

2017 г. - Грамота Союза театральных деятелей РФ

Звания:
2023 г. - Заслуженный артист города Севастополя

2013 г. - Заслуженная артистка Украины

2010 г. - Заслуженная артистка АРК.

Биография

Жанна Алексеевна Терлецкая родилась 10 августа 1963 года в Севастополе
В 1996 году окончила Ярославский государственный театральный институт по специальности «актёрское искусство»
Работает в Севастопольском театре юного зрителя с августа 1988 года (с перерывом в апреле 2000 – сентябре 2001 гг.)

«Увидеть реальную человеческую жизнь – без заданных шаблонов»

 Жанна Алексеевна Терлецкая входит в тот узкий круг севастопольского артистического сообщества, когда талант, опыт и почётные звания уже позволяют пожинать плоды неустанных трудов и почивать на лаврах, но душа молода, взор проницателен, реакции мгновенны и хочется созидать, творить, искать и совершенствоваться в большом и малом. В Севастопольском театре юного зрителя Жанна Алексеевна – яркий авторитет, признанный титулованный мастер: заслуженная артистка города Севастополя, заслуженная артистка АР Крым, ещё в 2013 году она получила звание заслуженной артистки Украины.
-- Я прекрасно помню наши самые первые постановки – тогда в здании Водоканала – когда мы назывались не театром, а только студией ТБМ. Какой же это год был? Лето 1987-го или уже 1988? Мы играли детский, очень добрый и светлый спектакль «Улыбнись, малыш!» Людмила Оршанская была мама-курица, Ирина Демидкина играла роль лисёнка, а мы с ребятами скоморошили, развлекая нашу публику, – всё это было бесконечно весело, празднично! Создатель нашей студии Виктор Оршанский умел работать так, чтобы в самых детских спектаклях его придумки и юмор были с расчётом и на взрослого зрителя, чтобы у нас был семейный театр, и наши постановки можно было бы смотреть и потом обсуждать всей семьёй.
 Конечно, любой ТЮЗ – прежде всего детский репертуар, значит, сказки! Жанна Терлецкая воплотила на сцене такое число сказочных, фантастических персонажей, что их хватило бы на заселение десятка теремков!
-- Когда в театр берут артистку с амплуа травести – кого же ей предстоит играть? Очевидно, маленьких деток, зверушек – «населениe» сказок.
«Но любой артист хочет играть значительные, знаковые роли, – говорит Жанна Алексеевна. – Детский репертуар – там другие задачи для актёра, там другая степень внутренней работы, там всё-таки больше внешнего…»
 Событием театральной жизни Севастополя стал спектакль «Гроза», поставленный в год 200-летия со дня рождения А.Н. Островского режиссёром Иваном Пачиным. Исключительно бережное отношение к классическому и всем со школьной скамьи знакомому авторскому тексту не исключало довольно смелых режиссёрских экспериментов и актёрских находок. Представить происходящее на сцене как съёмку фильма – таких спектаклей в Севастополе ещё не показывали!  Безусловно, роль богатой купчихи Кабановой в исполнении Жанны Алексеевны Терлецкой – одна из самых заметных удач постановки. Дадим слово самой артистке:
-- Иван Пачин, режиссёр, понимал, что играть Островского так, как его играли в позапрошлом веке в Малом театре сейчас нельзя. В то же время нельзя было в угоду новому времени жертвовать классическим текстом. Значит, текст должен был зазвучать, должен был быть преподнесён по-другому. Нужно было найти оригинальное техническое решение – и оно было найдено. Режиссёр не хотел, чтобы Кабанова была Кабанихой – каким-то монументальным пугалом на сцене, в классической… нет, лучше будет сказать, в традиционной трактовке… Я сама писала в школе выпускное сочинение про тот самый «Луч света в тёмном царстве», к образам пьес Островского был единый стандартный подход и умничать как-то не приходилось. Сейчас же мы, готовясь к спектаклю, много думали и говорили о том, кто виноват в смерти Катерины. Понятно, что невозможно найти одного виноватого. Во время читки пьесы поразила меня фраза, на которую раньше и внимания как-то не обращали. У Бориса вырываются слова: «Хоть бы она умерла поскорее».
У меня – как вспышка, как молния пронеслось в голове: «Ах ты, сволочь!..» Мы переломили навязанное Добролюбовым клише про «тёмное царство» и про «луч света» в нём. У Островского всё гораздо сложнее! Нам хотелось видеть реальную человеческую жизнь – без заданных шаблонов. Каждый человек в жизни, особенно человек хорошо повидавший и поживший, по-своему прав. По-своему права и Кабанова. У меня теперь нет желания говорить «Кабаниха», только по фамилии – Кабанова. Конечно, молодому Добролюбову, с его юношеским революционным задором, хотелось резко, одним махом перекроить «старый мир», хотелось свободы. Но далеко не всем удаётся найти себя, справиться с этой вожделенной свободой…
  Завершая беседу, Жанна Алексеевна высказала мысль, которую могли бы записать в свои рабочие блокноты многие молодые артисты:
-- Овладеть какими-то техническими приёмами, какими-то навыками актёрского мастерства – если ставить перед собой такую задачу – безусловно, можно. Иногда, когда вдруг не пришло вдохновение, можно сыграть на чистом ремесле, и никто этого, дай Бог, не заметит. Но если подменять работу сердца, труд души и богатство внутреннего мира внешними эффектами… Ничего не будет!  Яркая индивидуальность и профессионализм – это основные составляющие актёрского успеха.
Всем своим творчеством, жизнью в театре Жанна Алексеевна Терлецкая доказала правоту этих своих слов.

 

P.S. У Владимира Набокова есть такая поэтическая строка: «... и для ума внимательного
где границы – там, где поставил точку я...»
У каждого текста есть время написания, дата – но жизнь продолжается, артисты выходят
на сцену, подводить какие-то итоги совершенно преждевременно. Вот и мы не ставим
точку! Напротив – предлагаем всем друзьям театра, поклонникам таланта наших артистов,
своими глазами, из зрительного зала следить за тем, что по совершенно понятным
причинам не могло быть отражено в нашем небольшом интервью.

Спектакли Севастопольского театра юного зрителя

Поделиться