Поймать звезду и улететь… / Новости / CевТЮЗ
Новости
17 апреля 2022 г.

Поймать звезду и улететь…

Источник: Сетевое издание «Комсомольская правда» (15.04.2022)

 

Севастопольские школьники прикоснулись ко Вселенной
Анастасия Стародубская

Космос безграничен и прекрасен, как и человеческая фантазия. Особый, неподдельный интерес вызывают детские мечты о нем – чистые, искренние и смелые, на которые не всякий взрослый может отважиться. Каждый год 12 апреля в России отмечается День космонавтики, и севастопольский ТЮЗ решил устроить в этот день для своих юных зрителей необычный праздник.

Космическая викторина

В фойе много детей восьми-десяти лет. Ребята шумно обсуждают все, что касается темы космоса: говорят о Гагарине, Циолковском, рисуют мелками планеты на специальных досках. Одна девочка принесла самодельную ракету из картона и бумаги, чтобы подарить ее понравившемуся актеру или актрисе. Другой школьник пришел в театр в мягком прозрачном шлеме космонавта. Сразу видно: дети действительно прониклись темой...

Начинается космическая викторина. Ребятам задают вопросы о космосе, звездах и ракетах:

«Как часто во Вселенной рождается новая звезда»?

«Что больше – Вселенная или галактика»?

Главный приз - книга «Циолковский. Путь к звездам» от библиотеки имени Льва Толстого. Больше всех правильных ответов дал Виталий Шадрин, он и стал победителем.

Победитель космической викторины Виталий Шадрин и сотрудник ЦГБ им. Л. Толстого Марина Майстрова. Фото: Елена Серга.
Победитель космической викторины Виталий Шадрин и сотрудник ЦГБ им. Л. Толстого Марина Майстрова. Фото: Елена Серга.

- К нам пришли умные дети, они очень хорошо отвечали на вопросы. Оказывается, ребята прочитали про Циолковского накануне и пришли в ТЮЗ подготовленные, - отметила сотрудник ЦГБ им. Льва Толстого Марина Майстрова.

Спектакль начинается с крафта

Затем школьники отправились на спектакль «Циолковский». При входе в зал первое, на что обращаешь внимание, – декорации.

- Сценография спектакля необычная, при ее создании использовался крафт. Бумага при этом заранее обработана для долговечного использования. Такие декорации в нашем театре впервые, - рассказывает специалист по связям с общественностью СевТЮЗа Елена Серга.

Что особенно необычно: декорации помогали создавать дети. Они разрабатывали эскизы. Во время работы над спектаклем проходила детская лаборатория с художником-постановщиком Ульяной Глумовой. Она поставила перед ребятами задачу: придумать летательный аппарат, благодаря которому не только совершать, но и контактировать с другими планетам и их жителями.

Идей было предложено много. К примеру, дети нафантазировали, что в космос можно отправиться на улитке. Или же во время звездопада нужно поймать звезду, запрыгнуть на нее и улететь. Еще есть целые космические дома, реактивное кресло, на которое садишься и летишь… Эти рисунки ребята делали самостоятельно. Затем им дали большие кисточки и они перенесли эскизы на большой задний фон сцены. - Предметы, с которыми работают актеры, тоже создавали по эскизам ребят. К примеру, в спектакле есть сцена, где героиня Екатерины Ганиной выходит в открытый космос. Ее реактивный ранец и шлем выполнены по этим эскизам.

Ранец и шлем героини Екатерины Ганиной, а также аппарат связи с центром управления выполнены по эскизам ребят. Фото: Анна Садовникова.
Ранец и шлем героини Екатерины Ганиной, а также аппарат связи с центром управления выполнены по эскизам ребят. Фото: Анна Садовникова.

А также центр управления связывается с ней через аппарат, который придумали дети. Его Ульяна Глумова сделала вместе с цехами ТЮЗа из крафта и картона, - рассказывает Елена Серга. И добавляет:

- Этот спектакль для детей и о детях. Поэтому ребята принимали в нем непосредственное участие.

Немного сюжета и экспериментов

Тем временем на сцене импровизация и интерактив со зрителями. «Открытый урок» начинается с разговора с залом. «Кто дежурный? Почему доска грязная?» - спрашивает у зрителей учитель физики.

По всей сцене расставлены самодельные приборы, фонарики, лампочки для опытов. Это все сопровождается неоновым свечением, гирляндами внутри одежды, зеркалами, на которые актеры направляют свет для ярких лучей в зрительный зал.

Действие происходит в классе. Учитель физики - заслуженный артист Севастополя Владимир Соловьев. Три его ученицы (Екатерина Александрина, Евгения Липская, Екатерина Ганина), не хотят заниматься, им все надоело. Учитель пытается увлечь девочек уроком опытами, интересными историями и фантазией.

Ученицы (Екатерина Александрина, Евгения Липская, Екатерина Ганина). Фото: Анна Садовникова.
Ученицы (Екатерина Александрина, Евгения Липская, Екатерина Ганина). Фото: Анна Садовникова.

В игровой манере он рассказывает о жизни и открытиях выдающегося ученого ХХ века Константина Эдуардовича Циолковского, и у девочек появляется тяга к исследованиям. Циолковский, который, несмотря на свою глухоту, постоянно стремился к знаниям, находил новые способы развития разума, становится их источником вдохновения и силы духа.

Это первая премьера года в ТЮЗе. Поставил спектакль молодой режиссер Дмитрий Огородников, который вдохновился книгой «Циолковский. Путь к звездам» А. Ткаченко. После ее прочтения он подумал: где же может происходить действие? И вспомнил урок физики в школе. Было решено воплотить эту идею в жизнь.

«Подумайте о вечном»

Заслуженный артист Севастополя Владимир Соловьев так рассказал о постановке.

- Идея спектакля в том, чтобы показать взрослым и детям, что многие вещи, которые мы не берем во внимание, потому что «это сложно и непонятно», в итоге оказываются очень простыми. И они сопутствуют нам постоянно. Физика – это все, что окружает нас. Мы живем в этих законах, но просто не знаем их. А если хоть чуть-чуть поймем, почему земля крутится, а не падает… Знания очень важны. Этим мы и отличаемся от животных, которые живут одними инстинктами. Мы понимаем это, и только поэтому можем что-то придумывать и делать, - размышляет актер. И признается, что 50% спектакля составляет текст пьесы, а остальные 50% - это абсолютная импровизация. Многие моменты в спектакле (опыты, например) актер придумывает на ходу.

Кадр из приглашения на спектакль «Циолковский». Фото: ТЮЗ.
Кадр из приглашения на спектакль «Циолковский». Фото: ТЮЗ.

- В основном приходят дети лет двенадцати со своими классами. Иногда с родителями. Мы сыграли три премьерных спектакля подряд и получили совершенно разные реакции. Первые дети сидели, будто в шоке, вторые - более живые, а третьи комментировали абсолютно все. Это был хороший экзамен для спектакля и для моей роли учителя. У меня ведь открытый урок. Главное – реагировать на выкрики и не делать вид, что ничего не происходит, - говорит Владимир Соловьёв.

 

Поделиться

Ещё новости