Всероссийская акция «Ночь искусств» — 3 ноября в СевТЮЗ!
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееИсточник: сетевое издание "А4 Новости" (07.01.2022)
Севастопольский театр юного зрителя вошел в новый год с удивительной по своему звучанию премьерой. «Рождество» – вертепная история в картинках – именно так называется новый спектакль для всех возрастов режиссера Ольги Ясинской. Что хотели сказать создатели спектакля зрителю, и удалось ли это – в разговоре с Ольгой Петровной Ясинской и актерами СевТЮЗа, ставшими вертепщиками на период новогодних каникул.
М: Ольга Петровна, расскажите, пожалуйста, о Вашем творческом замысле, о главной идее премьеры «Рождество».
О: Что такое Рождество? Это – праздник, который отмечался еще до того, как мы все стали встречать Новый год 1 января по указу Петра I. До этого люди праздновали Рождество, и это был главный праздник зимнего цикла. Можно говорить о том, что праздники солнечного, годового цикла были присущи человечеству еще до появления религий в современном смысле слова. Эти ритуальные действа повторяются у всех народов по сути своей: день становится все короче, Солнце уходит, а люди боятся, что Ночь придет навсегда. Они устраивают некое действо и просят Солнце вернуться, и Солнце, якобы умершее только что на их глазах, возрождается. С этого момента начинается новый годовой цикл. Это и есть рождение Нового года. В разных культурах такие праздники практически всегда совпадают с зимним солнцестоянием.
Праздник Рождества, безусловно, связан с христианским мировоззрением. Он о знамении, что сейчас все возродится, что сейчас в жизни все только начнется. Знамением этому служит некий Свет. В данном случае – Звезда, но звезда необычная. Исторически в это время все предчувствовали, что сейчас начнется что-то новое, что Свет победит Тьму. В воздухе витала надежда, что люди начнут жить по-другому, что придет в жизнь что-то лучшее. И вот эта надежда порождает праздник. В ожидании доброго чуда люди собираются и придумывают действо – делиться друг с другом радостной, благой вестью. Все то же самое происходит с праздником Рождества. Люди взволнованы тем, что Тьма ночи наступает. Появление на небе новой Звезды предвещает появление Света. Люди собираются, чтобы рассказать друг другу о том, как рождается Христос, Тьма побеждается Светом.
Традиции собираться вместе, наряжать елку на Рождество – очень давние в христианской культуре. Это очень важно, потому что все это создает настроение взаимной веры, взаимного празднования и какого-то посыла поделиться. Именно к этому мы и стремились: передать ощущение того, как это происходило раньше.
М: Почему Ваша премьера разворачивается на сцене именно как «спектакль-вертеп»? И откуда взялась именно «вертепная история»?
О: Мы уже сказали, что Рождество – это семейный праздник. Прежде в семьях было принято либо читать вслух, либо разыгрывать библейские картины Рождества из Евангелия. Это была составляющая домашнего праздника. И была еще такая часть, когда приходили ряженые, часть народного праздника заходила в дом. А с ряжеными приходили вертепщики к тем, кому повезло. Вертепы были не везде и не всегда. Вертеп – это народный кукольный театр, искусство более сложное, чем представления от ряженых. Тем, кому повезло, вертепщики показывали библейский сюжет: про Марию, про Иосифа, про младенца, про царя Ирода, который хотел быть царем мира и велел погубить всех младенцев. Те, кто лишен был возможности встречать вертепщиков у себя дома, шли на ярмарку и смотрели стационарный ярмарочный вертеп, который был подороже и посложнее. Участие в вертепе приравнивалось к современному празднованию у новогодней елки, к чему готовились загодя и кукольники, и зрители.
Мы решили такое традиционное празднование воссоздать здесь в театре. Ведь эта традиция у нас утрачена. Мы не рассказываем больше в домах сцены из Евангелия и не ходим больше к вертепу, да и нет его у нас в городе.
Мы – актеры, как будто большая семья, включаем всех зрителей в это действо и разыгрываем картины, предшествующие Рождеству, прямо в зале. Немного затрагиваем Книгу Бытия, в самом начале говорим о борьбе Добра и Зла, Света и Тьмы, и проходя через зал, как через семейную игру, мы приглашаем зрителя стать Зрителем настоящего вертепного действа на сцене.
Мы построили настоящий деревянный вертеп, мы сделали кукол, практически идентичных традиционной кукле, уже из современных материалов, хорошо стилизованных под дерево. Актеры научились работать с куклой. Мы разыгрываем традиционный вертеп и читаем тексты по книгам, собранным фольклорными экспедициями. Но мы не планировали остановиться только на фольклорном показе, и, учитывая интересы современного зрителя, включили образцы «высокой культуры». В нашем спектакле звучит очень хорошая поэзия: Б. Пастернак, И. Бродский, В. Набоков, А. Фет… Очень хорошая поэзия, которая посвящена Рождеству. Потому что поэты писали о Рождестве действительно возвышенную, изящную историю. Нам хотелось, чтобы зрители, независимо от возраста, воспринял эти очень красивые тексты на подкорку, чтобы потом, на протяжении дальнейшей жизни эта красота соединилась у них с ощущением праздника.
М: Что представляет собой вертепная кукла? В чем заключается «наука» работать с такой куклой для актеров?
О: Вертепная кукла – очень простая. Она прямо как чурочка. Она – не сложная, как кукла-марионетка, у которой все двигается. Она вырезана из дерева, на нее просто накинута одежка, у нее отсутствует механизация. Но у вертепа есть свой секрет. Это – не перчаточная кукла, и это – не кукла, которая за ширмой. Мы видим несколько этажей и, в тоже время, мы не видим, за счет чего кукла движется. Устройство вертепа таково, что между нижним и верхним этажом есть специальное место, где двигаются руки актеров, которые водят куклу. Особенность вождения вертепной куклы в том, чтобы кукла как-будто «плыла», чтобы было ощущение волшебства. Должно возникнуть ощущение, что не мы играемся с ней, а это – чудо, и никто не знает, как она двигается. Нам пришлось изучать, как устроено такое пространство, изготавливать специальные прорези в вертепе. Вертепная кукла, как и в античном театре, работает в основном с залом. Кукла сначала поворачивается к тому персонажу, с которому обращается, а потом разворачивается к публике и легонечко покачивается, чтобы было видно, какая из кукол говорит. Тут своя техника. У каждой куклы свой шум. Нужно это все соединить с песнями. Все должно совпадать и по ритму, и стилистически. В нашем спектакле четыре актера работает с куклами. А в традиционном вертепе могут только двое водить всех кукол. Всего в спектакле задействовано десять актеров.
Владимир Соловьев, актер СевТЮЗа и один из рассказчиков вертепной истории, делится впечатлением: «Мы привыкли больше работать «вживую». Да и образование у нас – не актеры театра кукол. Поэтому лично мне легче работать «вживую» на сцене. Куклы – это отдельный вид театрального искусства, не зря этому пять лет учатся в институте. Поэтому для меня это – скорее эксперимент, первый опыт».
Актриса СевТЮЗа Елизавета Бессокирная не первый раз работает с куклой: «Когда я была в Летней театральной школе СТД (Союза театральных деятелей России), там я училась именно на кукольном отделении у Евгения Ибрагимова. И я ОБОЖАЮ кукол! Он мне сказал: «Лиза, у тебя есть удивительная способность – ты чувствуешь куклу». И я действительно их чувствую! Я и в детстве любила играть в куклы. У меня несколько персонажей в спектакле: я вожу волхвов, овечку, Смерть, но главная моя говорящая роль – это Рахиль. А еще я на дудочке играю!»
М: На сцене СевТЮЗа уже идет спектакль «Ночь перед Рождеством». Тоже есть Рождество в названии. Как на такой, достаточно камерной сцене, теперь будут уживаться два Рождества?
О: Поэтому мы работаем в разных пространствах. Для нашей вертепной истории есть специально выстроенная площадка – сам вертеп. А мы с актерами работаем прямо в зале, мы не выходим на сцену со своим произведением. Мы создаем атмосферу домашнего, семейного праздника. «Ночь перед Рождеством» – это другая история. Это история про то, что предшествует Рождеству, этой Ночи тьмы, когда Звезда еще не загорелась. Там достаточно много темных персонажей. В итоге там тоже Свет побеждает, но немного по-другому. В той истории про Рождество как таковое речи не идет. Там очень мало Рождества. Там – ночь, когда украден месяц. Там про то, что было бы, если бы Тьма победила.
М: Ольга Петровна, что зритель, по Вашему мнению, получит от профессиональных вертепщиков в лице команды СевТЮЗа к Рождеству?
О: Мы это делаем для того, чтобы настоящий рождественский праздник как-будто всколыхнул в подсознании воспоминание о традиционном праздновании и «спровоцировал» людей снова праздновать Рождество вот так: обсуждать у себя дома, может быть, разыгрывать сценки из вертепа, может сделать своими руками простой домашний вертеп из картона или его элементы.
У нас – не христианская проповедь. У нас история про чудо рождения Спасителя, про то, как это случилось, и почему нам всем так хочется это праздновать. Есть Зло и Добро, на какое-то время Зло может обидеть людей, но будет потом наказано, а Свет восторжествует! Зритель, который к нам пришел, понимает абсолютно все.
Нами двигает надежда, что зритель, включившись в нашу игру, захочет «оживить» это у себя дома и, самое главное, что выходя из театра, зритель почувствует себя так, что он должен обязательно рассказать кому-то о том, что здесь узнал, поделиться благой вестью. Мы даже программки приготовили специальные: из которых можно вырезать Вифлеемскую звезду, приклеить на палочку, с ней идти по улице и всем об этом рассказывать. Мы хотели спектакль сделать только поводом того, чтобы люди делились этой радостью!
Мария Варлагина
Фото обложки: Режиссер Ольга Ясинская © А4 НОВОСТИ / Мария Варлагина
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееУра! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …
ДетальнееНа осенних каникулах Севастопольский театр юного зрителя возобновляет акцию «билет за пятерки». Круглые отличники, то есть те ученики, которые закончили четверть с «пятерками» по всем …
Детальнее