Источник: online версия "Севастопольская газета" (12.10.2021)
В Севастопольском театре юного зрителя «на выходе» очередная премьера, на сей раз это будет постановка по пьесе русского драматурга Александра Островского «Женитьба Бальзаминова» (другое название пьесы «За чем пойдешь, то и найдешь»).
Тем более, что режиссер нового спектакля Илья Оршанский убежден, что все, о чем писал Александр Островский в позапрошлом веке, ничуть не устарело.
При этом не скрывает, что поначалу отнесся к произведению из школьного курса без особого энтузиазма. Правда, потом выяснилось, что в школе «Женитьбу Бальзаминова» не проходят, а сама пьеса «доказала себя временем».
Еще одним аргументом «за» постановку стал замечательный и нестареющий фильм 1964 года, с 50-летним (на тот момент) Георгием Вициным в роли Бальзаминова.
Пересмотрев все, что было поставлено и снято, Илья Оршанский решил, что пьеса Островского и в его постановке должна обрести своего зрителя. Тем более, что жанр, обозначенный, как комедия, ввергает в размышления.
Но нужно ли это современному зрителю? Не скучно ли?
Скучно не будет
Как оказалось, история небогатого чиновника Михайло Дмитрича Бальзаминова — это целая трилогия, и только по прочтении всех трех пьес (еще «Праздничный сон — до обеда» и «Свои собаки грызутся, чужая не приставай») возможно полностью раскрыть и понять авторский замысел.
Собственно, сюжет отлично ложится и на нашу жизнь: молодой человек мечтает разбогатеть без какого-либо труда. Самый верный способ — жениться по расчету, что в итоге и происходит.
— А какова режиссерская сверхзадача? Про что ставить? — задался вопросом Оршанский, отложив на время пьесу и обратившись к первым двум произведениям.
Только после этого ему самому стало понятно, «откуда что взялось». Как выяснилось, первые два эпизода женитьбы были для Бальзаминова провальными: в первой истории он не добился своего, во второй опозорился и был изгнан. И только третья увенчалась успехом.
— И тогда у меня все сложилось: человек выбрал легкий путь, как стать богатым, но над этим тоже пришлось потрудиться. Бальзаминов — вовсе не дурачок-неудачник, а вполне целеустремленный парень, который поставил себе задачу и в итоге решил ее, — к такому выводу пришел Илья и прибегнул в постановке к неожиданному приему, рассказывая биографию своего героя.
К какому именно, до премьеры он раскрывать не спешит. И еще вздыхает, отвечая на вопрос, как удалось справиться «с тоннами» авторского текста, вместив их в один час и тридцать семь минут постановки.
Так сейчас не говорят и не живут!
Вторая особенность новой постановки — язык века Островского: сейчас так не говорят, да и не живут.
Хотя на самом деле... Сюжет всей пьесы завязан на том, что Бальзаминов должен принести в дом своей потенциальной невесты Раисы Пежёновой письмо для старшей сестры — обеих сестер держат дома взаперти.
Это обстоятельство показалось режиссеру вполне современным, сравнимым с домашним арестом и с принудительным лишением интернета.
Конечно, письма почтой сейчас никто не отправляет, но зато все понимают, каким жестким наказанием может быть отключение информационного ресурса.
— А на этом вся пьеса и завязана! — утверждает Илья Оршанский.
В качестве третьей причины для постановки он назвал желание привлечь молодых людей 18-20 лет. Именно на них рассчитана афиша спектакля, которая сделана в виде скетча, со считываемой современностью. А еще костюмы и вся постановочная сценография.
— Мы нашли все персонажи пьесы в современной жизни, и я надеюсь, что молодой человек, который придет посмотреть спектакль, увидит понятную для него историю и, возможно, даже захочет прочесть пьесу. Это и будет огромной нашей победой, — поделился режиссер.
Он также рассказал, что в процессе работы над спектаклем рискнул немного додумать финал, который у Островского остался открытым.
— Не всегда то, о чем мы мечтаем, нам действительно в жизни необходимо, — в этом еще один смысл нашей постановки.
О том, что думают о новом спектакле и своих персонажах исполнители главных ролей, «Севастопольская газета» поговорила с артистами Ириной Демидкиной и Сергеем Буковым.
Бойтесь своих желаний
На роль свахи Акулины Красавиной театр пригласил актрису Театра им.Луначарского Ирину Демидкину.
Актриса рассказала, что для нее это первая пьеса Островского, в которой она за тридцать лет служения театру играет.
По ее словам, спектакль получается довольно современным, хотя текст Островского сохранен без купюр и добавлений. Это можно назвать современным прочтением классической пьесы. За почти два века тема не потеряла актуальности, молодые люди все так же хотят, чтобы деньги свалились им на голову, но, как и прежде, они и представления не имеют, что делать с этим добром, они не знают.
Бойтесь своих желаний, они иногда сбываются! — такова, по мнению Ирины, мораль произведения Островского.
— Моя Красавина очень активная, она — фанат своей профессии и потому счастливый человек. Это ее жизнь, и она купается в своем счастье, — рассказала Ирина Демидкина, добавив, что получает истинное удовольствие от мелодики языка Островского, от характерных «уж ты», «да уж»...
Идеальным партнером по постановке и органичным в своей роли Ирина Демидкина назвала артиста СевТЮЗа Сергея Букова. Другие два ее партнера — Елена Воронцова и Наталья Клочкова.
Он — не пройдоха, он — фантазёр
Бальзаминов Сергей Буков — фантазер и весельчак, а вовсе никакой не пройдоха. По крайней мере, так говорит о нем сам артист.
— Мне нравятся в Бальзаминове его совершенно детские проявления: он фантазер, выдумщик и смельчак с маменькой. Так ведут себя только дети, а он по-другому и не умеет. И раз все так делают, то есть женятся на деньгах, значит, это не может быть плохо! Это только потом он понимает, что счастье не может быть конечным результатом, — рассуждает о своем персонаже артист.
Остается сообщить, что премьерные спектакли состоятся 14 и 15 октября в СевТЮЗе (пр.Гагарина, 16), начало в 18.30.
— Нам хочется, чтобы зритель смеялся в голос! — улыбнулся режиссер.