В Севастопольском ТЮЗе будет свой Островский! / Новости / CевТЮЗ
Новости
27 сентября 2021 г.

В Севастопольском ТЮЗе будет свой Островский!

Общеизвестно: взять интервью у режиссера, который готовит премьеру и с головой погружен в свою работу, – дело не самое простое. Илья Оршанский поставил для СевТЮЗа две пьесы современных авторов, адресованные подростковой аудитории. Конечно, работа над классическим произведением, тем более пьесами Александра Николаевича Островского, требует совершенно особого подхода, тем более, что «Женитьба Бальзаминова» многим знакома по знаменитому фильму. Значит, нужно найти свой путь, свой ключ.

Спектакль реализован в рамках Федеральной программы "Культура малой Родины"

 

Илья, в 2023 году россияне будут отмечать 200-летие со дня рождения великого драматурга. Островский создал более пятидесяти пьес. Расскажите о вашем выборе. Почему Бальзаминов?

    – Начнем с того, что у Островского цикл о Бальзаминове состоит из трех пьес. У них разная сценическая судьба. Пьеса «Женитьба Бальзаминова» была холодно принята Литературно-театральным комитетом, совещательным органом при Дирекции императорских театров, со следующим вердиктом: «Не одобряется к представлению».   Островский отправил свою пьесу Достоевскому. Федор Михайлович в ответном письме Александру Николаевичу написал: «Одно могу отвечать: прелесть». Пьесу активно поддержали представители широких кругов общественности. В конечном итоге Литературно-театральный комитет разрешил постановку «Женитьбы Бальзаминова», но с тем условием, что автор будет сам отвечать за свое произведение. Трудно сейчас со всей определенностью сказать, какую крамолу усмотрели господа из Литературно-театрального комитета в этой комедии. Похоже, там была антипатия лично к ее автору.

Близка ли по духу эта пьеса лично вам?

    – Были сомнения, не скрою. Перечитывая и углубляясь в произведение, проникся его духом, стал отчетливо видеть людей, персонажей Островского, причем в современной жизни. Появился творческий ход, идея постановки.  Пьеса классическая, и чтобы кто-то о ней ни сказал, она существует и будет существовать, так как проверена временем.

При первом прочтении пьесы все выглядит так: молодой человек во снах и мечтах хочет одного – разбогатеть. И он намерен добиться этого удачной сделкой, взяв в жены богатую невесту.  В итоге он получает то, чего хотел. И на этом всё. Молодой человек не испытывает особых препятствий при осуществлении своего плана.  Только после прочтения первых двух пьес цикла складывается понимание характера и линии поведения главного героя, Бальзаминова.  Первые его попытки выгодно жениться потерпели фиаско. Было решено взять два маленьких фрагмента из первых двух произведений. Надеемся, что зритель увидит и поймет жизненный путь главного героя – не все там было просто и гладко.

Не о том ли эта история, что судьба часто наказывает человека исполнением его желаний?

    – Не всегда то, что мы хотим, является тем, чего мы действительно хотим. И да, эта мысль будет финальной точкой нашего спектакля. Я надеюсь, что зрителю будет понятно, он сможет сделать вывод: не всегда желанное нами является истинным, иногда лучше, чтобы мечта оставалась мечтой.

Историю про Бальзаминова мы перенесли в современный мир. И не потому, что сейчас так модно. Если классика бессмертна, значит, она актуальна во все времена. Можно до бесконечности спорить о том, что эту постановку нужно делать только исторически классической. Часто бывает так, что нынешнему молодому человеку может и не захотеться посетить театр, посмотреть спектакль, когда он видит на афише героев в костюмах позапрошлого века.

Современная комедия и классическая пьеса. Нет ли противоречия?

    – Текст канонический! Это принципиальный вопрос: мы сохранили 99% оригинального авторского текста, практически ничего не сокращая. Но открою тайну. Был один момент, который меня сильно смущал. Это когда Бальзаминов принес от Чебакова письмо сестрам Пежёновым. Кто сегодня пишет письма? Как убедительно показать, что целая история завязана именно на настоящем бумажном письме? И вдруг ответ приходит через личный опыт: одно из самых строгих наказаний для современных людей – отключить интернет. А ведь Пеженовы сидят у своих старших братьев под «домашним арестом». И отсюда тоска у бойких сестричек.

В вашем спектакле будет занята актриса из другого севастопольского театра. Кто она и с чем связано такое приглашение?

    – Конечно же, в этом нет секрета. В спектакле «Женитьба Бальзаминова» роль свахи, Акулины Гавриловны Красавиной, исполнит Ирина Демидкина, актриса Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского. Для большого числа актеров и работников СевТЮЗа Ира как родная, так как свою сценическую карьеру она начинала у нас, еще в то время, когда театр назывался ТБМ. Для театрального сообщества приглашение артиста в постановки – обычная практика. Мы благодарны Ирине за то, что она приняла наше приглашение, и благодарны руководству театра им. Луначарского за содействие и понимание.

Необходимо спросить о предполагаемой аудитории.

    – Александр Николаевич Островский писал свои произведения, явно не думая о том, чтобы их, словно сказки, читали детям на ночь. Мне трудно определить возраст, который точно подходил бы для просмотра пьесы. Надеюсь, что она будет интересна не только взрослым, но и тинейджерам.

    Смотрите 14, 15, 31 октября премьеру в СевТЮЗе! Билеты доступны для покупки онлайн ЗДЕСЬ или в кассе театра, просп. Гагарина, 16 ‼Обязательно покажите свой паспорт администратору, если ваш билет приобретен по Пушкинской карте‼

❗Друзья, театр призывает вас иметь при себе защитные маски и находиться в них во время пребывания в здании театра. А также соблюдать социальную дистанцию в зрительном зале.

Поделиться

Ещё новости

В СевТЮЗе состоялась премьера сказки "Золотой ключик или приключения Буратино"
28 октября 2024 г.

В СевТЮЗе состоялась премьера сказки "Золотой ключик или приключения Буратино"

Ура! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …

Детальнее