СЕВАСТОПОЛЬ. У счастья есть только настоящее / Новости / CевТЮЗ
Новости
29 декабря 2020 г.

СЕВАСТОПОЛЬ. У счастья есть только настоящее

    Источник: информационный портал "Страстной бульвар, 10" (Выпуск №2-232/2020 (28.12.2020)

    Севастопольский ТЮЗ всегда радует классикой: «Обломов» И.А. Гончарова, «Чичиков» Н.В. Гоголя, «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Ася» И.С. Тургенева, «Васса Железнова» М. Горького, «Кошкин дом» С.Я. Маршака, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Выстрел» и «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина. В новом театральном сезоне список пополнили «Печорин» по М.Ю. Лермонтову и «Идиот» по Ф.М. Достоевскому.

    На этот раз разговор пойдет о «Печорине», «Асе» и «2*Пушкин = Выстрел + Барышня-крестьянка».

    «Печорин» удивил оригинальным видением режиссера-постановщика Леонида Прокофьева всем знакомого со школьной скамьи романа «Герой нашего времени». Судя по стилистике постановки и вольному обращению с литературной основой, постановочная группа рассчитывала не столько на школьную аудиторию, которая в основном приходит в театр, чтобы не читать сами произведения, а на публику, хорошо знающую сюжет (и не только этого произведения), а также факты из жизни самого Михаила Юрьевича Лермонтова. Публику, умеющую сопоставлять, анализировать, считывать аллюзии и т. д. Одним словом, не для развлечения и не только для ознакомления с сюжетом был поставлен «Печорин».

    В аннотации к спектаклю на сайте театра о режиссере сказано: «Смелый и оригинальный новатор, человек неустанного поиска, находящийся сейчас в расцвете своей творческой карьеры». Посмотрев эту работу, могу подписаться под каждым словом. «Печорин» поставлен в жанре сторителлинга, когда больше рассказывают, нежели показывают, да еще и с элементами... вестерна, после просмотра которого остались двоякие ощущения. С одной стороны, современный спектакль с использованием мультимедийных возможностей театра благодаря внешней яркой форме хорошо воспринимается молодыми зрителями, с другой - за всем этим размывается суть самого произведения, а сюжетная линия, петляя между «отступлениями» в виде дополнительных выразительных средств (видео на большом экране, световые эффекты, музыкально-шумовое оформление, к слову, заслуживающее особого внимания) порой даже теряется.

    «Герой нашего времени» (в интерпретации театра - «Герой всякого времени») - произведение сложное и многоуровневое, с глубоким философским подтекстом поиска героем самого себя. Режиссер-постановщик вместе с автором инсценировки Антоном Барышниковым и актерами проделали колоссальную работу, в результате которой социальный роман М.Ю. Лермонтова стал современным перформансом.

    Пожалуй, самая большая неудача спектакля ‒ экран, занимающий практически всю сцену, на котором достаточно продолжительное время транслируются лица актеров и названия каждой части спектакля. Уже с первой сцены появилось ощущение дежавю, поскольку этот же прием был не единожды использован в спектаклях самых разных театров как европейских, так и отечественных. Но если в некоторых из них он становился одним из выразительных средств, необходимых по сюжету, то в «Печорине» отвлекает от происходящего на сцене и не несет практически никакой смысловой нагрузки.

    Что касается вестерна, то он «проявился» в пластических нюансах, деталях костюмов, как элемент художественного оформления, когда все на том же экране появлялись изображения всеми узнаваемых входных дверей в салун в форме «крыльев летучей мыши». Да еще Евгений Марков подобрал музыкальную тему в стиле Дикого Запада, которая «протянута» до финала.

    Но при всех минусах спектакля его самый большой плюс - это актерские работы. В «Печорине» Данил Высоцкий в роли Григория Александровича обаятелен, умен и дерзок. Актер создал образ одинокого «героя всякого времени», осознающего, что он всем приносит несчастья и что ни один его поступок не проходит без трагических последствий. Энергичный, увлеченный своим расследованием Алексей Волгин, капитан первой экспедиции 3-го отделения Кирилла Паниотова стал и своеобразной отправной точкой, с его повествования мы и начали совместное путешествие-расследование по всем законам детективного жанра. Он и рассказчик, и комментатор, и следователь на пару с бароном Корфом, капитаном первой экспедиции 3-го отделения. Игорь Цветков в этой роли подозрителен, хитер, не вызывает никаких положительных эмоций, но знает свое дело и какой результат он должен получить. Мужской ансамбль был бы неполным без штабс-капитана Максима Максимыча Александра Моторного - полной противоположности Печорина, доброго и простого человека, тепло относящегося к главному герою, но часто не понимающего его.

    Интересен актерский женский ансамбль. Княжна Мери Лины Ясайте - красивая, образованная, кокетлива и влюблена в Печорина, с которым знакомится в Пятигорске. Княгиня Лиговская Натальи Митичкиной - любящая мать, переживающая за счастье дочери Мери. Вера Лопухина Людмилы Костеловой, искренне влюбленная в Григория Александровича женщина и единственная, в кого по-настоящему был влюблен Печорин. Бэла Екатерины Скрибцовой - юная черкешенка, дочь богатого князя, гордая, выросшая в горах, страдающая от холодности Печорина, сменившей его пылкую влюбленность и приведшую к череде трагических событий. Режиссер выделил Бэлу, подняв ее на металлическую конструкцию и дав прочитать монолог на непереводимом для нас (зрителей) языке.

Три женщины - три вершины любовных «фигур». И хотя характеры героинь разные, их объединяет одно чувство - все они трагически несчастны.

Большое значение в спектакле уделяется «звучанию» предметов - чемоданов, чайника и т. д., что придало оригинальности постановке, наполнило ее атмосферой путешествия. А вот балалайке почему-то «право голоса» так и не дали, хотя и держали в руках. Только гитара «спела» свою партию.

Постановка необычна для этого театра и интерпретацией литературного материала, и по форме. Жаль только, что яркая визуальная составляющая «переиграла» содержательный компонент. Хотя, возможно, именно это и сыграет в плюс - подтолкнет молодых зрителей прочитать «Героя нашего времени» и все-таки разобраться в хитросплетениях судьбы Печорина.

Идеальный спектакль - это спектакль, в котором все оправдано, в котором невозможно убрать ни малейшей детали без потери чего-то важного. Наверное, к таким постановкам можно отнести «Асю», поставленную Людмилой Оршанской по одноименной повести И.С. Тургенева и приуроченную к 200-летию писателя.

В этом спектакле-элегии два главных героя - Автор (уже поживший и набравшийся опыта) в исполнении Александра Костелова и NN - тот же герой, но только молодой и в предчувствии возможного счастья Данила Высоцкого. Легкая и светлая постановка о первой трепетной и, к сожалению, несостоявшейся любви, когда не почувствовал «легкое дыхание», которое могло тебя сделать счастливым. Данил Высоцкий играет неуверенного в себе и осторожного молодого человека, которого порой пугали Асины бурные проявления эмоций. Он и смущался и в то же время радовался охватившему его чувству любви. А вот сожаление по утраченной любви и надеждам отыграл Александр Костелов. Его неспешный рассказ был окрашен светлой грустью. Именно светлой, потому что чувство к Асе, как оказалось, было самым прекрасным из всего, случившегося с ним в жизни.

Интересно придумана сцена «встречи» молодого и умудренного жизненным опытом и во многом разочаровавшегося главного героя. Это была «встреча» двух миров в виде неожиданного, взявшегося ниоткуда легкого ветерка, на который отреагировал NN.

Ася Екатерины Ганиной - чистое дитя, непосредственное, наивное, импульсивное, восторженное, способное умиляться каждому цветочку. И так же непосредственно и восторженно она радуется незнакомому для нее чувству любви. А в таком состоянии, как известно, можно совершать и глупые с точки зрения здравомыслящего человека поступки. Актриса сыграла большой диапазон чувств от состояния, когда перехватывает дыхание от легкого прикосновения любимого, до беспросветной горечи от осознания предательства и разочарования.

Вершиной этой поэтической любовной истории стал потрясающей красоты вальс в постановке омского хореографа Дмитрия Малёнова. И то, что его потом еще раз повторили перед поклоном - для зрителя было настоящим наслаждением.

В противовес Асе ее сводный брат Гагин в исполнении Владимира Соловьева благоразумен, в меру строг, но позволяет себе баловать сестру и потакать ей: «Она ребенок... Будьте снисходительны». Он мил, умен, добр, мягок и хорошо воспитан. Как и Ася, откровенен в своих чувствах и помыслах, чего не скажешь о главном герое, который мог и не ответить откровенностью на откровенность.

Художник-постановщик Татьяна Карасева создала ажурное, легкое пространство, которое наполнили произведения Йозефа Ланнера и Олега Каравайчука (музыкальное оформление Ирины Кузнецовой).

Спектакль Василия Заржецкого «2*Пушкин = Выстрел + Барышня-крестьянка» поставлен по «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина.

Напомню, что «Повести Белкина» школьники начинают читать в 6-м классе. И именно с «Барышни-крестьянки» и «Выстрела». К чести режиссера должна сказать, что эту постановку школьники должны смотреть обязательно. Да и не только они, поскольку старшему поколению, знающему тексты Александра Сергеевича, хочется услышать и увидеть автора, а не очередную интерпретацию. И режиссер-постановщик, привнеся что-то свое, сохранил пушкинское слово. Художник-постановщик Татьяна Карасева создала легкое пространство, наполнив его вращающимися ширмами-дверями, напоминающими игральные карты - символ времяпрепровождения военных в часы досуга. Тут же и шампанское, и гитара, и романсы...

Появление Сильвио в «Выстреле», странного молодого человека, поручика, вносит некий дискомфорт. Сильвио Данила Высоцкого чем-то напомнил сыгранного артистом Печорина. Так же умен, держится особняком, ему все равно, что о нем говорят. Сильвио горд и обидчив. Человек с крутым нравом, что и приводит к дуэли, растянувшейся на шесть лет. Граф Владимира Соловьева дерзок, поскольку позволяет во время дуэли не отвечать на выстрел. Бесчестно? Безусловно.

Но при всей серьезности темы нашлось место и юмору, в чем, безусловно, заслуга режиссера. Появление Прапорщика - Олега Карасева с саквояжем, наполненным бутылками шампанского, и то, как он их выставляет на стол, стало милой изюминкой этой истории. У всех гусарская выправка, все подтянуты, даже если не на плацу; пьют шампанское и поют романсы под гитару. (Куда же гусару без гитары?) Очень атмосферный получился спектакль.

«Барышня-крестьянка» по версии театра ‒ комедия с элементами гротеска, начиная от «вражды» двух помещиков, Берестова и Муромского, и заканчивая дуэтом Алексея и Лизы.

Режиссер противопоставил тягу Муромского ко всему английскому, одев его во все клетчатое и посадив в кресло, обитое тканью в клетку, Берестову, предпочитающему русскую водку и соленый огурец. Александр Костелов в роли «английского» барина, окружившего себя всем аглицким и приставив к Лизе гувернантку мисс Жаксон, очень мил и смешон. А как современен!

Особого внимания заслуживает сцена игры в гольф Муромского и мисс Жаксон. Анастасия Овчинникова в этой роли неподражаема. Столько найдено нюансов в походке, мимике, жестах, интонациях, произнесении русских слов с русско-английским акцентом, что зритель не перестает смеяться на протяжении всей этой сцены. И при том, что образ создан гротескно, ощущения, что в чем-то перестарались, совершенно нет. Все получилось органично и привлекательно.

Пары Муромский-Берестов и нянька Филиппьевна-Семен (на английский манер Саймон) - разыгрывают отдельные спектакли. Сцены Матвея Черненко-Берестова и Александра Костелова-Муромского - это фейерверк юмора и живых оценок. Как они смачно пьют водку! Им под стать и прислуга. Филиппьевна Наталии Клочковой и Семен Виктора Куклина - колоритная пара, противоборствующая и соревнующаяся, как и их господа (негоже слугам мириться, когда господа в ссоре).

В постановке наряду с какими-то достаточно подробными бытовыми нюансами много и театральной условности, как, например, обеденный стол, когда Алексей приезжает знакомиться с будущей невестой: актеры просто растягивают белое полотно. И эта условность придает спектаклю легкости и ироничности.

Дуэт Семена Сковородина (Алексей) и Елизаветы Бессокирной (Лиза) тоже окрашен не столько романтикой, сколько иронией и юмором. Одна только песня в их исполнении чего стоит - так громко и невпопад надо еще умудриться спеть! Но как искренно и от души! Под стать им и Настя Елены Воронцовой, помогающая Лизе стать «крестьянкой» и активно участвующая в «цирке» с переодеваниями и превращениями. А наблюдая за Сбогаром Александра Ревкова, не сразу и понимаешь, что это пес. Ну до чего же мудр, до чего же понятлив! Просто совесть и честь хозяина!

Добавляют маленький, но очень тонкий юмористический штрих в эту милую и задорную историю Зизи Екатерины Скрибцовой и Аннет Екатерины Ганиной, две безнадежно влюбленные в Алексея барышни, рисующие его портреты.

Таких легких и ироничных спектаклей мне давно не встречалось. И спасибо театру за праздник, который он всем нам подарил.

Еще совсем недавно ставить классику «по букве» было дурным тоном. И хотя этот театральный период постепенно идет к завершению, все же еще встречаются постановки по классическим произведениям, где зрителю приходится разгадывать ребусы, домысливать, фантазировать и т. д. И в этом нет ничего плохого, поскольку театр должен не только развлекать, но и просвещать и побуждать к анализу увиденного и услышанного. Нет ничего плохого при одном условии - если все, что происходит на сцене, оправданно и логично.

И зрители, и режиссеры (это особенно радует) уже истосковались по театру без навороченных и малопонятных интерпретаций, без акробатических кульбитов, без всякого рода экспериментов (и над зрителем в том числе) и новомодных мультимедийных приспособлений на сцене. Да, режиссерам уже сложно отказаться от современных технологий, которые все больше проникают в театральное пространство и в умелых руках, конечно же, дополняют его и делают более объемным и зрелищным. Но даже имея технические возможности, хорошо время от времени возвращаться к самому началу, когда у актера были только его тело и голос. И это так замечательно.

Поделиться

Ещё новости

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»
11 июня 2025 г.

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман» Севастопольский театр юного зрителя с блеском представил наш город на III Международном фестивале национальных театров «Байкальский …

Детальнее