От подвала на подмостки: чем и для кого живет севастополький ТЮЗ / Новости / CевТЮЗ
Новости
17 февраля 2023 г.

От подвала на подмостки: чем и для кого живет севастополький ТЮЗ

Источник: РИА Новости Крым (16.02.2023)

    В Севастопольском ТЮЗе рассказали об "иностранном" репертуаре и русской классике на сцене

    Севастопольский Театр юного зрителя отмечает 35-летие. Корреспондент РИА Новости Крым побывал в гостях у юбиляра и узнал, что здесь думают о работе "в сложное время", о репертуаре, который ставят не только для детей, каких перемен давно ждут и от чего ни за что не откажутся.

 

Театр у моря

    Александр Ревков – артист драмы, выпускник Екатеринбургского государственного театрального института, в Севастопольском ТЮЗе третий год. Без пяти выпускником он приехал сюда на первый фестиваль дипломных спектаклей ведущих российских вузов и... остался.

"Ну, знаете, бархатный сезон: жара, зелень, море" – пошутит он. А потом расскажет, что на самом деле "остался очень удачно". Потому что попал туда, куда всегда рекомендовал ему и другим студентам мастер, говоря, что "самый лучший театр – тот, где вы нужны".

"Я оказался нужен здесь, – улыбается Саша. – Появился в нужное время".

Артист драмы СевТЮЗа Александр Ревков - РИА Новости, 1920, 16.02.2023

Артист драмы СевТЮЗа Александр Ревков

 

Баба-Яга станет Мышкиным

"И не дай бог упасть в "тюзятину": вышел дяденька, переоделся в Ежика – и за него стыдно. Все должно быть всерьез, дети должны замирать. Это о дружбе, о вере, о крепости духа. О том, что, когда мы вместе, то сможем победить любое зло".

    Людмила Оршанская – худрук, режиссер, сценарист и многие годы бессменный директор театра рассказывает о Ежике так, будто он главный герой вообще всего репертуара, а не конкретной сказки, и один из самых популярных образов на все сезоны вперед.

    В каком-то смысле так и есть. Если говорить о честной игре как об образе. Ведь утром это Ежик, а вечером – Ассоль или Каштанка. Утренний Медведь в "Теремке" вечером станет Рогожиным из "Идиота". А Баба Яга, что носилась по сцене до обеда, ближе к сумеркам превратится в князя Мышкина. Такие метаморфозы.

    Все потому, что что Театр юного зрителя – это история не про детей, а про зрителя, по-разному юного душой. А это и подростки, и взрослые – все.

"Адресуя детям, мы "провоцируем" детство в наших взрослых. В спектаклях есть посылы для них, и они их улавливают – юмор, разговор, у нас свой диалог", – говорит Оршанская.

    Потому вечером на сцене – классика, много из школьной программы. Ее показывают "так, как подростки не прочитают и не поймут, а после спектакля непременно влюбятся", уверяет Оршанская. При этом на вечерние сеансы пускают даже маленьких: юмора ниже пояса нет, обсценной лексики тоже. Даже пикантные моменты можно показать изящно, и "зрители нам доверяют", не без гордости отмечает худрук.

Художественный руководитель СевТЮЗа Людмила Оршанская - РИА Новости, 1920, 16.02.2023

Художественный руководитель СевТЮЗа Людмила Оршанская

 

Акцент на отечественное

    Помимо проверенной временем классики, в театре хотят открывать новых авторов, делая акцент на отечественное – к этому обязывает исторический момент.

    Говорить стараются "об общечеловеческих проблемах, понятных всем", заставляя думать. На сцену вывели спектакль "Вкус медной проволоки" по рассказам севастопольского писателя Черкашина – о детях войны, и "Бах, бах, бах" – пьесу, в которой война показана глазами животных.

"Мы не будем никогда уничтожать наши любимые спектакли. Гауф, Джанни Родари, Андерсен, Шарль Перро... Ну как от них можно отказаться? Возможно, мы вернемся к "Стойкому оловянному солдатику" и к "Ромео и Джульетте", с которых начинали. Это мировая классика, которую мы обязательно будем на нашей сцене предлагать", – сказала худрук.

 

    Из Севастополя в новые регионы России

"Когда мы вошли в Россию, внимание к театру стало другое, стали получать субсидии, участвовать в федеральных программах и престижных фестивалях, гастролировать и принимать на своей площадке коллективы", – говорит Оршанская.

    А Пачина снова ждут в конце февраля – будет ставить "Грозу" Островского. Он уже приезжал "прощупывать материал на труппе" в начале года, но распределения ролей еще не было. Премьера запланирована на апрель, к 200-летию со дня рождения автора пьесы.

    Прорабатывают и вопрос гастролей, в том числе в новых регионах России. Директор театра Андрей Маймусов сообщил о готовности ехать уже в нынешнем году. Ждут и к себе гостей.

"В 2022-м, в марте, у нас выступал Донецкий театр кукол, в январе был Горловский театр кукол. Мы в плотном контакте, и они у нас будут впредь. А впереди ДРАМТ – Донецкий русский академический молодежный театр приезжает и будет участвовать в нашем фестивале "Сказочное королевство", – рассказал он.

 

Обитель культуры

    ТЮЗ отсчитывает историю от 1988 года, когда актер Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского Виктор Оршанский создал театральную студию.

    В 1992-м театр-студия на Большой морской стала бюджетным учреждением – городским, для детей и юношества. Здание бывшего кинотеатра "Мир" предоставили ему "временно".

    С тех пор "как только юбилейная дата – приходят известные взрослые люди и говорят, что обязательно построят театру новое здание", вспоминает заведующая музыкальной частью театра Ирина Кузнецова, она из старожилов.

    Еще пять лет назад в управлении культуры заявляли о скором старте проектно-изыскательских работ. Но пока еще ничего не поменялось. По-прежнему есть две гримерки за экраном, а над ними, "вторым этажом – костюмы". Сцена, правда, разрослась в четыре раза. Сделали и ремонт.

 

Где работают артисты

    Театр обрастал людьми, традициями, менял юридические формы, переименовывался, но оставался верен своей основной аудитории – детям и молодежи, говорит она. Начинавшие актеры-аматоры все получили профобразование, а следующее поколение буквально выросло в студии, открытой при театре.

"Миллениум был самым сложным периодом в нашей истории", – вспоминают в театре. Но сегодня, в свои 35, не хотят много говорить о прошлом: слишком много планов. Главный – не изменить себе, говорит Оршанская.

"Мы театр, а это место объединения. Независимо от национальных, политических и религиозных взглядов театр должен объединять людей прежде всего. Будем этому следовать".

 

Анна Петрова
Собственный корреспондент

Поделиться

Ещё новости

В СевТЮЗе состоялась премьера сказки "Золотой ключик или приключения Буратино"
28 октября 2024 г.

В СевТЮЗе состоялась премьера сказки "Золотой ключик или приключения Буратино"

Ура! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …

Детальнее