Булгаков и его «Батум». К 130-летию со дня рождения мастера / Новости / CевТЮЗ
Новости
15 мая 2021 г.

Булгаков и его «Батум». К 130-летию со дня рождения мастера

    Михаил Афанасьевич Булгаков (15 мая 1891 – 10 марта 1940) – крупнейший русский писатель советского периода, выдающийся романист, драматург, автор множества фельетонов, сценарист, режиссер и артист. Врач по образованию, Булгаков обладал исключительным литературным вкусом, богатой эрудицией и фантазией, непревзойденным чувством юмора. В золотой фонд отечественной литературы вошли такие булгаковские произведения, как «Записки юного врача», «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Театральный роман», «Иван Васильевич», «Кабала святош». Совершенно уникальное место занимает роман «Мастер и Маргарита». Константин Симонов отозвался о нем так: «Этот роман, по-моему, лучшая вещь Булгакова, а если говорить об истории Христа и Пилата, то это вообще одни из лучших страниц русской литературы 20-го века». Многочисленные экранизации и театральные постановки произведений М.А. Булгакова – и в России, и в других странах – часто становятся выдающимися культурными достижениями. Достаточно только вспомнить фильм «Дни Трубиных», поставленный Владимиром Басовым. А современный русский театр без постановок Булгакова в репертуаре, кажется, просто сложно себе представить. К 130-летию со дня рождения великого писателя мы подготовили три очерка, которые предлагаем вниманию наших читателей на этой неделе.

 

    … Это был важный театральный заказ, это был удачный шанс решить многие вопросы – и Булгаков работал очень быстро. Замысел пьесы о Сталине он вынашивал давно. Но начал писать в начале 1939 года, и уже к середине июля была готова первая редакция пьесы «Пастырь», а к концу июля появилась и вторая её редакция – «Батум». Центральное событие – батумская антиправительственная манифестация 1902 года, главное действующее лицо – юный Сталин (именно Сталин, а не Джугашвили!); четыре действия, огромное количество действующих лиц – МХАТ мог себе позволить. Тем более, что пьеса создавалась к 60-летию вождя. И вот уже выехала в Батум специальная театральная бригада, чтобы осмотреться на месте событий, готовить декорации… Но от столицы мхатовцы отъехали недалеко: в Серпухове их догнала телеграмма: «Необходимость поездке отпала возвращайтесь Москву». Это был шок. По возвращении домой Булгаков серьёзно расхворался и через восемь месяцев умер…

    … А какие надежды возлагались на эту пьесу – и автором, и театром! Сколько названий мелькало в голове Булгакова! И «Бессмертие», и «У огня», и «Штурман шёл по звёздам», и « Мастер», и «Пророк»… И, наконец, просто и со вкусом – «Батум». Уже распределялись роли. Так, например, было решено, что Сталина сыграет Николай Хмелёв. Этот молодой талантливый артист очень нравился вождю в легендарном спектакле «Дни Турбиных». Спектакле, который Сталин смотрел (это как минимум) 15 раз!

    Что же произошло? Василий Сахновский, предполагаемый режиссёр «Батума», зафиксировал мнение высокого начальства из ЦК: «… пьеса получила наверху резко отрицательный отзыв. Нельзя такое лицо, как И.В. Сталин, делать романтическим героем, нельзя ставить его в выдуманные положения и вкладывать в его уста выдуманные слова». Судя по всему, дело обстояло сложнее. Сомнительно, чтобы Сталину потребовалась документальная, буквалистская достоверность происходящего на сцене – не был он так примитивен, чтобы не понимать, чем отличается от стенограммы или протокола полноценное художественное произведение.

    Свидетельством тому разговор, который произошёл 10 октября 1939 года между генсеком и В.И. Немировичем-Данченко. Сталин говорил, что считает пьесу «Батум» хорошей, но против её постановки, и вот почему: «… все дети и все молодые люди одинаковы. Не надо ставить пьесу о молодом Сталине». Возможно, появись «Батум» в шатком для Сталина

    1925 году, Иосиф Виссарионович рукоплескал бы Булгакову. Но в 1939 Сталин уже был земным богом. Как можно сказать богу, что он не был таковым от рождения? Да никак!

Версия о том, что Сталин выглядит в пьесе Булгакова «лжепророком», что вождь это «увидел и понял», не выдерживает критики. Если бы так было, не умер бы Булгаков в своей постели. Как любил выражаться в таких случаях сам Михаил Афанасьевич, «уж будьте благонадёжны».

    Видимо, прав литературовед Вячеслав Муромский: «Думаем, что те, кто смотрит на

    «Батум» как на проявление скрытой борьбы с тоталитарным режимом, принимают желаемое за действительное. Пьеса не даёт оснований для такого вывода».

    Сталин, надо полагать, отметил про себя булгаковский «прогиб», но не оценил его. Во-первых, были другие прогибы, других авторов – может, и не столь талантливые, но более верноподданнические, глубокие. Во-вторых, мастер допустил политическую оплошность, на которую мы уже указали – попытался «очеловечить» бога, хоть и земного, но поистине всемогущего…

    Кстати. Деталь. Четвёртое действие пьесы «Батум» начинается сценой, где судьбу юного революционера Сталина решают лично император Николай II и министр юстиции Н.В. Муравьёв (никак не меньше!), показанные Булгаковым как полные ничтожества, едва ли не дураки. Эта неуместная и малоправдоподобная сатира не придаёт пьесе ни достоверности, ни весомых литературных достоинств.

    Но всё-таки не спешите упрекать Михаила Афанасьевича в «сервильном служении режиму». Булгаков просто хотел выжить, хотел спокойно дописать роман всей жизни – «Мастер и Маргарита»…

    P. S. Впервые пьеса «Батум» была опубликована только в 1988 году, в майском номере журнала «Современная драматургия». А в 1992 году режиссёр Сергей Кургинян в МХАТе поставил пьесу в её первой редакции – «Пророк». Но всё закончилась на предпоказе; премьеру отменили, а декорации и афиши просто уничтожили. Не судьба.

Поделиться

Ещё новости