Клочкова Наталия
Заслуженная артистка города Севастополя, заслуженная артистка АР КрымДата рождения: 25 мая 1961 г.
Образование: 1985г. - Севастопольский приборостроительный институт (СПИ) инженер-системотехник. 1996г. - Ярославское высшее театральное училище, актер театра и кино.
Награды:
2022г.
Благодарность Председателя Законодательного Собрания города Севастополя.
2021г.
Почетная грамота Правительства города Севастополя.
2018 г.
Грамота Законодательного собрания города Севастополя.
2017г.
Грамота Главного управления культуры города Севастополя.
2016г.
Грамота Главного управления культуры города Севастополя.
Звания:
2001 г. - Заслуженная артистка АРК.
2023 г. - Заслуженный артист города Севастополя
Биография
Наталия Александровна Клочкова родилась 25 мая 1961 года в г. Севастополе
В 1995 г. окончила Ярославский государственный театральный институт, специальность «актёрское искусство»
В сентябре 1988 – апреле 1989 – звукооператор Севастопольского театра-студии «На Большой Морской»
С мая 1989 – артистка Севастопольского театра-студии «На Большой Морской»,
«Это мой театр. Театр, о котором я так мечтала…», Севастопольского театра для детей и молодёжи (с 2005), Севастопольского театра юного зрителя (с 2016).
В феврале 2025 года Севастопольский театр юного зрителя отметил своё 37-летие. Наталия Александровна Клочкова все эти годы была в театре и никогда не раскаивалась в своём выборе.
– Да, все 37 лет. Правда, не буквально с первого дня: театр появился в феврале, а я пришла, помнится, в конце весны – в мае. Как это было? Прочитала заметку в газете: в городе открывается новый театр – для детей и молодёжи, и готовится постановка – «Ромео и Джульетта». Руководитель театра – Виктор Оршанский. А я семью Оршанских хорошо знала по театру им. Луначарского, мне Виктор и Людмила были очень симпатичны – молодые и красивые талантливые артисты. Кстати, хочу непременно об этом сказать: когда театр разделился на два коллектива – часть артистов во главе с Виктором Оршанским перебрались в Старый Оскол, севастопольскую часть труппы возглавила Людмила Оршанская и сохранила наш театр, спасла его. Это был, безусловно, подвиг во имя искусства. А тогда, в мае 1988-го, я напрямую пошла в театр им. Луначарского и потребовала телефон Виктора Оршанского. Сейчас бы постороннему человеку, конечно, не дали, да и тогда не слишком охотно… Но, видимо, было в моей просьбе что-то особо убедительное… Я позвонила. И услышала: «Приходите». И я пришла. Вместе со мной пришла артистка Ольга Лукашевич, из Луначарского. Было прослушивание, Ольга читала что-то из Горького – как раз то, с чем хотела выступить и я. И тут же в голове закружилось: «Надо что-то другое, не повторяться. Только что? Ничего не приходило почему-то кроме… монолога Фамусова!» Кстати, образование у меня техническое было – я окончила Приборостроительный институт, специальность была по ЭВМ, инженер-системотехник. А на счастье моё Оршанский пришёл с директором театра. И тут директор меня и спрашивает: «А какие языки программирования вы знаете?» Вот тут я и выдала с ходу: «Алгол, Фортран, Бейсик…». И слышу: «Достаточно. Вы приняты».
– Но вы были приняты как «технарь»?
– Конечно! Сначала я работала со звуком. Но «Ромео и Джульетта», спектакль, который меня привлёк в ТЮЗ, в моей жизни всё-таки появился – и это была моя первая большая роль: матушка Джульетты, госпожа Капулетти. Режиссёр поставил конкретную задачу: сыграть «не знаю, что делать».
Наталия Александровна к тому времени сама уже была мамой славного трёхлетнего парня, хозяйкой в своём доме, и вопрос «что делать» перед ней никогда не стоял – всё было достаточно ясно. С ролью получились сложности…
– Помог жизненный опыт! Я вспомнила, как мама моя ложилась в больницу, и я не знала, как и чем ей помочь, металась и тыкалась во все двери, искала у всех поддержки, совета, помощи… Вот это состояние, когда человек мечется и не может ни на что решиться… Это был ключ к моей роли. Роль получилась.
Сыграв Шекспира, я поняла, что это МОЙ театр, мой театр, который всегда будет во мне, а я буду в нём, театр, о котором я так мечтала, в который так хотела попасть!
У Наталии Александровны много ярких ролей, следовательно, и ярких воспоминаний: 37 лет на сцене – это колоссальный опыт. Говорим сейчас с ней о самом-самом.
– В СевТЮЗе все спектакли были интересными. Я не могу сказать, что что-то было случайным или лишним. Каждый спектакль, который я видела, каждый спектакль, в котором я работала, – это было открытие, хотелось во всём этом участвовать, создавать… Особо хочу сейчас вспомнить спектакль «Спаси и сохрани». Там в основе лежали рассказ Бунина «В Париже» и стихи Саши Чёрного – сатиры, но не только. Главная тема: служение искусству и через это – человечеству в целом. Спектакль был перестроечный, посвящённый – тогда это было в Севастополе – дню народного примирения. Это когда те, кто в Гражданскую войну оказались по разные стороны, находили общий язык на почве бесконечной любви к России, к своей Родине…
Невозможно в разговоре с Наталией Александровной обойти молчанием постановку «Последний срок» – блистательно перенесённое на сцену режиссёром Семёном Лосевым произведение Валентина Распутина. Роль старухи Анны, умирающей в окружении своих – таких разных! – детей, триумфальная и уникальная в числе ролей Наталии Клочковой. Артистка вспоминает:
– Как-то на спектакль пришли мои знакомые, три поколения: бабушка, мама, внучка. И девочка после спектакля вдруг сказала: как жаль, что старушка не встретилась со своей младшей дочкой! А по режиссёрскому замыслу эта младшая из дочерей Анны, Танчора, мелькает время от времени на сцене. Шестилетний ребёнок ПОНЯЛ то, что не всегда улавливают сразу взрослые зрители, – это лишь мечты, лишь грёзы старой Анны: её любимица так и не приехала и уже не приедет… Вот ради таких откровений стоит играть и жить. «Последний срок» поднимал вечные темы, актуальные, не угасшие и в наши дни…
А если говорить о сегодняшнем дне театра, скажу так: я актриса, как говорят, возрастная, у меня сейчас некая «заминка» в работе, но я рада, что к нам пришло столько неординарной, талантливой молодёжи, я вижу, как юные артисты напряжённо работают, горят желанием творить на сцене. У нас деятельное и энергичное руководство. Значит, все задачи, которые время ставит перед театром, будут решены. Уверена в этом.
P.S. У Владимира Набокова есть такая поэтическая строка: «... и для ума внимательного
где границы – там, где поставил точку я...»
У каждого текста есть время написания, дата – но жизнь продолжается, артисты выходят
на сцену, подводить какие-то итоги совершенно преждевременно. Вот и мы не ставим
точку! Напротив – предлагаем всем друзьям театра, поклонникам таланта наших артистов,
своими глазами, из зрительного зала следить за тем, что по совершенно понятным
причинам не могло быть отражено в нашем небольшом интервью.
Информационная газета "Слава Севастополя" – Моя проессия – актёр (статья)
Комментарии в СМИ:
- Телеканал "Первый Севастопольский" (27.01.2024) — Возвращение Михайло Бальзаминова на сцену СевТЮЗ! (сюжет с участием Л. Оршанской, И. Демидкиной, Н. Клочковой, А. Ревкова)
Спектакли Севастопольского театра юного зрителя
- Л. Костелова - "Новогодний концерт"
- А. Островский - "Гроза", Барыня
- М. Завадская - "Бездонное озеро", Бабушка
- А. Островский - "Женитьба Бальзаминова", Павла Петровна Бальзаминова
- Н. Гоголь - "Нос", Старуха, Горожанка
- Ф. Достоевский - "Идиот", Нина Александровна
- Сценическая версия русской народной сказки "Гуси-лебеди", Баба-Яга
- А. Богачёва «Гадкий котёнок», Бабушка
- А. Пушкин - "2*Пушкин = Выстрел + Барышня-крестьянка", Филиппьевна, (нянька)
- Д. Алтухов - «Как Иванушка за Дедом Морозом летал», Анисья
- Н. Гоголь - «Чичиков», Коробочка
- В. Витин - «Кот в сапогах», Королева-бабушка
- Д. Фонвизин - «Недоросль», Еремеевна
- В. Распутин - «Последний срок», Старуха Анна
- А. Аверченко - «О маленьких для больших», Мама Аркаши
- Ю. Поспелова - «Бах-бах-бах», Актриса
- П. Бажов - "Малахитовая шкатулка", Хозяйка
- В. Морреале - «Кража со взломом», Мисс Ролстон
- А. Островский - «Красавец-мужчина», Апполинария Антоновна
- И. и Я. Златопольские - «Волшебная хлопушка», Последняя минутка
- У. Шекспир - «Ромео и Джульетта», Мать Джульетты
- И. и Я. Златопольские - «Приятного аппетита, Тигр», Звезда, Буква А, Пчела, Мама Икара
- Л. Устинов - «Старомодные чудеса», Лиза
- И. и Я. Златопольские - «Братец Кролик», Кролик
- М. Бартенев - «Про Иванушку-Дурачка», КУпчиха
- Е. Чеповецкий - «Мишкины Шишки», Белочка, Ежик
- И. и Я. Златопольские - «Бегемот Бантик и клоуны», Пам
- И. Бунин, Саша Черный - «Спаси и сохрани», Официантка, Она
- С. Козлов - «В стране Тилимилитрямдии», Ежик
- «ТБМ-шоу»
- Э.-Л. Войнич - «Овод», Цирк
- Д. Родари - «Новые приключения Чиполлино», Вишня
- Г.-Х. Андерсен - «Стойкий оловянный солдатик», Крыса
- В. Магар - «Емеля», Невестка
- Р. Киплинг - «Маугли», Волк стаи, Волчонок, Каа
- «Песни прошлых лет»
- С. Маршак - «Теремок», Лягушка
- И. Плескачева - «Истории Шервудского леса», Дама
- С. Михалков - «Зайка-Зазнайка», Старая Зайчиха
- Л. Толстой - «Власть тьмы», Сестра Петра
- В. Орлов - «Поющий каштанчик», Крыса
- Г.-Х. Андерсен - «Девочка со спичками», Бабушка
- В. Борхерт «Там и здесь», Елена
- В. Гауф - «Холодное сердце», Мать
- М.Супонин - «Бука», Поиграй
- Р. Киплинг - «Любопытный слоник», Коло-Коло
- А. Толстой - «Буратино возвращается», Пьеро
- С. Маршак - «Колыбельная для глупого мышонка», Мама
- Н. Осипова - «Абрикосовая сказка», Осан
- К. Драгунская - «Тише, тише, едет крыша», Мама Егора
- С. Ефремов, С. Коган - «Здравствуй, Красная шапочка», Мама, Бабушка
- А. Пушкин - «Пока Онегин жив», Татьяна
- Э. Успенский - «С днем рождения, Чебурашка», Шапокляк
- О. Ясинская - «Серебряный век», Она
- А. Макеев - «Курочка Ряба», Бабка