«Зачем Герасим утопил Муму?» Ищем ответ с режиссером Ильей Оршанским / Новости / CевТЮЗ
Новости
25 ноября 2021 г.

«Зачем Герасим утопил Муму?» Ищем ответ с режиссером Ильей Оршанским

– Не секрет, что для многих – прежде всего взрослых людей – классические произведения сводятся к простым и коротким формулам: «Тарас Бульба убил сына», «Анна Каренина бросилась под поезд», «Герасим утопил Муму»… и на этом всё…
Не хотите ли вернуть нам ВСЮ историю, рассказанную Иваном Тургеневым?

Это тот самый вопрос, с поиска ответа на который я начинал свою работу. Да, вы правы. Сейчас многих спроси, что они знают про Муму, они так и о ответят: «Герасим утопил Муму». А мы в своем спектакле стараемся как можно меньше подчеркивать именно этот факт. Прежде, чем я взялся за произведение, передо мной возникла главная проблема: оправдать поступок Герасима невозможно. Ведь это убийство невинного существа без какой-либо цели, острой необходимости. Можно найти множество вариантов, как сохранить жизнь собаке и в тоже время выполнить приказ Барыни.

- Согласен: оправдать, как минимум, сложно. Но знаете, как французы говорят: все понять, все простить. Видимо, самое важное – разобраться, почему Герасим так поступил. Почему?

- Хороший вопрос. Я тоже над ним думал и пытался для себя понять, почему же он так поступил. И теперь мы ставим спектакль про этого человека. Нам надо взять всю жизнь Герасима, от ее самого начала, чтобы понять мотивы его поступков во взрослом возрасте. Понять, что такое быть глухонемым в то время, в середине позапрошлого века. Это на сегодняшний день быть глухонемым не приговор. Но в то время это было ужасно, человек становился отверженным, юродивым. И к этому всему добавляется общественный статус – крепостной.

– Получается, что Герасим с момента рождения – изгой среди изгоев?

Да, Герасим изгой среди изгоев. Нет друзей, любимой. Герасима силой привезли к Барыне. В деревне он работал за четверых. А в городе вдруг у него появляется свободное время и даже чувство свободы. Мы все живем в рамках, которые ограничивают нас, и максимально хотим их заполнить. И для Герасима эти рамки немного раздвинулись. У Барыни от него многого не требуют, он сыт и одет, он ощутил какое-то подобие свободы. И на фоне этого появляется девушка Татьяна, он в нее влюбляется, начинает защищать. И тут наступает перелом: Барыня решает, что Татьяна должна выйти замуж за Капитона, который сильно пьет. Для Герасима разыгрывают целое представление с якобы пьяной Татьяной, а он пьющих людей не переносит. Герасим не стал бороться за Татьяну, за свою любовь.

    Проходит год. Капитон окончательно спился, и Барыня отсылает его и Татьяну в деревню, с глаз долой. Герасим идет их провожать и на обратном пути встречает свою новую сердечную привязанность – маленькую собачку Муму. Но обстоятельства складываются так, что Герасим убивает и эту свою любовь. Герасим не может говорить, но тонко чувствует и переживает все, что происходит с ним и вокруг него. Он принимает для себя два решения: во-первых, все, к чему он прикасается, гибнет, умирает; никогда он не будет любить. Во-вторых, Герасим решается «отрезать» себя от общества. Он принимает, что он раб и изгой…

    Мне не хочется подчеркивать эти трагические события, рвать душу тем, кто будет смотреть спектакль. Мне хочется дать моему зрителю больше простора для мысли…

- Чтобы понять все это, необходим определенный кругозор, жизненный опыт.

- Этот спектакль для зрителя 12+. Если пройти по ключевым моментам этой истории, то можно понять, почему я рекомендовал именно такой возрастной ценз: пьющий муж, гибель невинного животного – это уже не для детского сознания. Как ни преподноси эту информацию, в каком угодно формате - мультик, кинофильм, спектакль. Крайне сомнительно, что Тургенев писал свое произведение и думал, как добрые мамы и бабушки будут его читать на ночь детям. Да, «Муму» - младшая школа. Но читать в книге и увидеть на сцене – разные вещи.

    Зрителю, который заведомо знает, как все должно закончиться, на мой взгляд, необходимо узнать всю историю Герасима, а это 99% информации от начала этого классического произведения.  Мы предлагаем прожить жизнь Герасима и остановиться…  Как бы вы написали эту историю, если бы сами ее придумывали? Может быть, вы бы убежали от Барыни вместе с собакой и нашли Татьяну? А может быть, всю жизнь прятали собаку? А может быть, просто ушли бы куда глаза глядят? Даем возможность зрителю самому подумать над этими вопросами.

ПРЕМЬЕРА СОСТОИТСЯ 10 И 11 ДЕКАБРЯСпектакль реализован при поддержке Федерального партийного проекта "Культура малой Родины"
БИЛЕТЫ на премьеру можно приобрести онлайн "КУПИТЬ БИЛЕТ" или в кассе театра, просп. Гагарина, 16.

👉ДОПУСК В ТЕАТР СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ только при наличии документа, удостоверяющего личность и QR-кода или сертификата о прохождении вакцинации, или QR-кода или сертификата о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании, или медицинской справки о противопоказаниях к вакцинации и отрицательным ПЦР-тестом, который получен не позднее 72 часов.
Действуют меры по соблюдению обязательного масочного режима при нахождении в театре.

‼ПОСЕЩЕНИЕ СПЕКТАКЛЕЙ ДЕТЬМИ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ
‼

Поделиться

Ещё новости

В СевТЮЗе состоялась премьера сказки "Золотой ключик или приключения Буратино"
28 октября 2024 г.

В СевТЮЗе состоялась премьера сказки "Золотой ключик или приключения Буратино"

Ура! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …

Детальнее