Всероссийская акция «Ночь искусств» — 3 ноября в СевТЮЗ!
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
Детальнее Ноябрь, твое чело венчает яркий снег...
Две тайны двух цветов заплетены в мой век,
Два верных спутника мне жизнью суждены:
Холодный снег, сиянье белизны —
И алый гиацинт, его огонь и кровь.
Приемлю жребий мой: победность и любовь.
Зинаида Николаевна Гиппиус (20.11.1869 — 09.09.1945), по мужу Мережковская, щедро одаренная и, будем откровенны, противоречивая, сложная в общении. Поэт, критик, драматург, мемуарист. Ее отдаленный предок, выходец из Мекленбурга Адольфус фон Гиппиус, был известен тем, что открыл первую в России книжную лавку.
Сергей Есенин сохранил для нас запись своей еще юношеской беседы с Александром Блоком. Мэтр наставлял юного собрата по перу: «Не верь ты этой бабе. Ее и Горький считает умной. Но, по-моему, она низкопробная дура». Вполне возможно, что Есенин несколько «заострил стрелы», выпущенные Блоком, так как Зинаида Николаевна талантов начинающего свое творческое восхождение Сергея Александровича высокомерно не разглядела.
А вот как о Зинаиде Гиппиус пишет Виталий Вульф: «Обожала играть людьми, ставить над ними своеобразные эксперименты. Сначала привлекает их выражением глубокой заинтересованности, очаровывает своей несомненной красотой и обаянием, а затем отталкивает надменностью, холодным презрением. При ее незаурядном уме это было несложно. Ее любимыми развлечениями было дерзить людям, конфузить их, ставить в неловкое положение и наблюдать за реакцией». Добавьте к этому портрету бесконечные сплетни о личной жизни Гиппиус и ее безусловный, яркий литературный талант, искупающий многие «сложности натуры». Кстати, тот же Виталий Вульф включил Зинаиду Николаевну в список величайших женщин XX века, которые «определили лицо» своего времени. В самом деле: для нас, людей другой исторической эпохи, наиболее важны не те или иные личностные качества выдающихся мастеров прошлого, а их творческое наследие, вклад в сокровищницу нашей национальной культуры.
Зинаида Гиппиус и ее супруг Дмитрий Мережковский революционных потрясений не приняли категорически, с большими приключениями эмигрировали во Францию, и вплоть до 1990 года творчество Зинаиды Николаевны было в СССР под запретом. А ведь поэтом она в самом деле была талантливым, без ее стихов невозможно представить в полном блеске русский Серебряный век:
Грех — жить без дерзости и без мечтанья,
Не признаваемым и не гонимым,
Не знать ни ужаса, ни упованья
И быть приемлемым, но не любимым.
Драматургические опыты Зинаиды Гиппиус — пять пьес: «Святая кровь» (1900), «Нет и да. Грубые сцены» (1906), «Маков цвет» (1907), «Зеленое кольцо» (1916) и «Зеленое — алое — белое» (1916).
Пьеса «Зеленое кольцо», самая интересная из всех, «со скандальным успехом шла на петроградской и московской сценах», пока не была запрещена к показу грозным распоряжением Главреперткома.
Видимо, с тех давних пор пьесы Зинаиды Николаевны у нас никогда не ставились. Драматургия Гиппиус уже дождалась искусствоведческих исследований (см. кандидатскую диссертацию Юлии Носовой); можно не сомневаться, что будут и сценические воплощения.
Игорь Азаров, заведующий литературной частью
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееУра! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …
ДетальнееНа осенних каникулах Севастопольский театр юного зрителя возобновляет акцию «билет за пятерки». Круглые отличники, то есть те ученики, которые закончили четверть с «пятерками» по всем …
Детальнее