Знакомые с детства строки «За горами, за лесами, за широкими морями…» для многих остаются лишь воспоминанием о школьной программе. Сейчас «Конька-горбунка» проходят в 4 классе. Но за внешней простотой волшебной истории скрывается многогранное произведение, которое современные исследователи называют «энциклопедией русской жизни» и манифестом свободного труда.
Сказка, написанная 19-летним студентом Петром Ершовым в 1834 году (а это, кстати, без малого 200 лет назад), прошла сложный путь – от восторженного приёма современниками до жёсткой цензуры и запрета при Николае I. Сам Пушкин, прочитав рукопись, заметил: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить», признавая в молодом авторе достойного преемника.
Вспомним сюжет сказки
В крестьянской семье, что жила продажей пшеницы, случилась беда – кто-то стал портить посевы по ночам. Три брата решили поймать вредителя. Только младшему, Ивану, удалось дождаться таинственного гостя, им оказалась прекрасная белая кобыла с золотой гривой. Не сумев сбросить Ивана, она в дар родила двух златогривых скакунов для продажи и верного помощника — конька-горбунка с аршинными ушами, которого продавать запретила.
Старшие братья замыслили тайно увести чудесных коней, но верный конёк предупредил Ивана, и тот нагнал братьев. В поле Иван нашёл перо Жар-птицы, и, несмотря на предостережения волшебного друга, забрал находку.
На следующий день, купив коней, царь заметил их привязанность к хозяину и взял Ивана начальником конюшен. Как раз там перо Жар-птицы помогло главному герою ухаживать за скакунами в ночи. Бывший конюх донёс царю, якобы Иван хвастается пером и умением изловить Жар-птицу. Царь потребовал птицу к себе. С помощью конька Иван выполнил задание и стал стремянным.
Завистник вновь напел царю, будто Иван знает, где найти Царь-девицу – дочь Месяца и сестру Солнца. Царь пожелал жениться на красавице, Иван с коньком добыли и её.
Но царь не получил благословения Месяца на брак с девицей. Та предложила царю омолодиться в трёх котлах, и он велел испытать купание Ивану. Конёк помог герою не только выжить, но и стать красавцем. Царь же сварился в кипятке. Иван женился на Царь-девице – так и закончилась сказка весёлым свадебным пиром.
Школа жизни в трёх кругах
Сказка Ершова учит вниманию к жизни в её трёх измерениях: в семье, в царстве-государстве и в мироздании. Иван, в отличие от своих братьев, не уклоняется от работы, но требует справедливого отношения:
Стану, царь, тебе служить.
Только, чур, со мной не драться
И давать мне высыпаться,
А не то я был таков!
Конёк-горбунок, рост которого всего три вершка (около 13,5 см), а уши – аршинные (71 см), представляет собой не ломовую лошадь, а воплощение мечты о труде в радость. Это тот внутренний голос разума, который сопровождает нас на жизненном пути.
Кстати, о росте…
Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Образ Конька-горбунка продолжает вызывать споры исследователей. Если исходить из древней системы измерения, где рост лошади отсчитывался от двух аршин (142 см), то «три вершка» (13,5 см) давали бы высоту в холке около 155 см – вполне соответствующую некрупной лошади. Однако сам Ершов называет его «игрушечкой-коньком ростóм только в три вершка», намеренно подчёркивая миниатюрность и связь со стихией детства.
Это кажущееся противоречие раскрывает двойственную природу волшебного помощника — он одновременно реален и чудесен, понятен ребенку и способен на взрослые подвиги. Его аршинные уши (71 см), не соответствующие росту, усиливают впечатление ирреальности, а фраза автора об «игрушечке» создаёт особую трогательность образа.
Тайные коды русской истории
Литературоведы находят в сказке несколько исторических пластов – от Смутного времени до современной Ершову эпохи. Эпизод с чудо-юдо рыбой китом, проглотившей 30 кораблей, многие литературоведы трактуют как отсылку к 30 декабристам, сосланным в Сибирь.
Назначение Ивана начальником Конюшенного приказа содержит аллюзию на возвышение Бориса Годунова, а описание «басурманина и чернокнижника» отсылает к образу Лжедмитрия I. Даже география сказки, по словам исследователей, не случайна – столица с иностранными купцами и экспортом холстов указывает на Петербург петровской эпохи.
Возвращение к истокам
В Севастопольском ТЮЗе готовится новая сценическая версия этой философской сказки. Режиссёрская интерпретация обещает погрузить зрителя в волшебную сказку детства.
«Конёк-горбунок» обретает особую актуальность – как история о том, что истинные ценности остаются неизменными вне зависимости от эпохи.
Премьера спектакля состоится 24 октября на Основной сцене театра. Для многих зрителей это будет возможность заново открыть для себя произведение, которое Пушкин назвал достойной сменой собственным сказкам.