Яна Тумина. По эту сторону Гоголя / Новости / CевТЮЗ
Новости
11 мая 2021 г.

Яна Тумина. По эту сторону Гоголя

Источник: сетевое идание "МУЗЫКАЛЬНЫЕ СЕЗОНЫ" (11.05.2021)

    Яна Тумина, поставив «Нос» Н. В. Гоголя в Севастопольском театре юного зрителя, этого самого зрителя скорее озадачила и заинтриговала.

 

    Ее спектакль, построенный на игре света и тени, пластического узора и стилистически выдержанных вспышек сцен-картин, обрамленный этакой импровизационной рамой, поставил много вопросов, дав пищу для размышлений.

    Я вспоминаю виденную мною уже давно замечательную работу одного из лучших режиссеров-кукольников страны Бориса Константинова «По ту сторону Гоголя» с ее мистическим флером и тайной. Но Константинов в театр кукол пришел из драмы, а Яна Тумина, наоборот, выросла из кукол. И ее Гоголь не по ту сторону, а скорее по эту. Жалость и ядовитая усмешка, грусть и, можно сказать, гомерический хохот, отчаяние и ирония – та гамма и палитра чувств, которые расцвечивают «Нос».

    Севастопольская история коллежского асессора Ковалёва (Александр Ревков), потерявшего свой нос, – это отчасти причудливый сон и видение. Маленький человек Яны Туминой одинок и беззащитен, однако его нередко защищать надо от самого себя, от его же пороков.

    Режиссер определила жанр постановки как «трагическую буффонаду». Ее спектакль на самом деле трагедия, переходящая в паясничанье, фарс и наоборот. Вот мы видим карьерную грезу – веревочную лестницу, по которой майор Ковалев вскарабкивается к своей мечте. А вот и строй чиновников с чернильницами и перьями, но голов нет, а лишь проворные руки чеканят указы и приказы. Спектакль калейдоскопичен, и эта оптика постоянно меняет угол зрения и перспективу. Жандарм вдруг увеличивается до немыслимых размеров. Газетчик, конферансье, канарейка, вся эта фантасмагория рождается из темноты и черноты или сундука. А нос в красивом мундире гуляет сам по себе.

    Но сей хаос четко скомпонован, а музыка Дмитрия Максимачева задает особую атмосферу. Музыка здесь неотъемлемая часть спектакля, она органично вплетена в световую партитуру (художник по свету Василий Ковалев) и пластическую ткань. Замечательная работа хореографа Алишера Хасанова, его умение работать с актером, не выматывая его, а раскрепощая, и знание законов драматической сцены, конечно же, украсили  спектакль. Достоин всяческих похвал актерский ансамбль, чуткий, слаженный, с хорошим внутренним «слухом».

    В своей интерпретации Яна Тумина, несмотря на множество аллюзий и ассоциаций, умеет следовать Гоголю, его духу, рисуя Петербург не только холодным и надменным, но и причудливым. Не зря в севастопольском Гоголе в самом начале звучат строки из повести «Невский проспект». Конечно же, Яна Тумина – режиссер, которая владеет искусством создавать особое атмосферное пространство и удивительной способностью к многоступенчатому мышлению, когда зеркало не только может служить отражением, а глаза героя быть зеркалом, когда вдруг Гоголь читается по-иному и символы и метафоры парят, словно птицы.

    Сочиняя свои спектакли, где ирреальность и реальность, живое и неживое изящно нанизаны друг на друга, Тумина любит работать с мифами, ее мифы рождаются из художественных образов, образов театральных и поэтических. «Нос» построен на ритмических перепадах, возможно, иногда хотелось еще большей остроты и темпа, особенно в начале и в конце, но это мое видение и мое представление.

    Конечно, часть тела никуда не денется, поважничает и вернется на место. Самое главное, что спектакль из прошлого великолепным образом заставляет нас задумываться о сегодняшнем дне, а возможно, и будущем. Пронзительная боль и буффонадная маска – главные его составляющие. Отрывок из 54-го псалма Давида Ветхого завета, к которому обычно обращаются в самые тяжелые времена, в моменты полного отчаяния, когда уповать можно только на Бога, здесь звучит не случайно. Сергей Буков прочитал строки «Кто дал бы мне крылья, как у голубя…» с особым умилением и трепетом. Здесь высота спектакля, здесь его смысл, и здесь его вознесение…

    К господу Богу и администрации города Севастополя сегодня обращены и взоры всего театра, который ютится в помещении бывшего кинотеатра и мечтает о своем здании. Благо проект уже есть, и в ближайшем будущем может быть заложен фундамент нового ТЮЗа.

Александр Геннадьев
Фото: Юрия Югансон

Поделиться

Ещё новости