Яна Тумина. По эту сторону Гоголя / Новости / CевТЮЗ
Новости
11 мая 2021 г.

Яна Тумина. По эту сторону Гоголя

Источник: сетевое идание "МУЗЫКАЛЬНЫЕ СЕЗОНЫ" (11.05.2021)

    Яна Тумина, поставив «Нос» Н. В. Гоголя в Севастопольском театре юного зрителя, этого самого зрителя скорее озадачила и заинтриговала.

 

    Ее спектакль, построенный на игре света и тени, пластического узора и стилистически выдержанных вспышек сцен-картин, обрамленный этакой импровизационной рамой, поставил много вопросов, дав пищу для размышлений.

    Я вспоминаю виденную мною уже давно замечательную работу одного из лучших режиссеров-кукольников страны Бориса Константинова «По ту сторону Гоголя» с ее мистическим флером и тайной. Но Константинов в театр кукол пришел из драмы, а Яна Тумина, наоборот, выросла из кукол. И ее Гоголь не по ту сторону, а скорее по эту. Жалость и ядовитая усмешка, грусть и, можно сказать, гомерический хохот, отчаяние и ирония – та гамма и палитра чувств, которые расцвечивают «Нос».

    Севастопольская история коллежского асессора Ковалёва (Александр Ревков), потерявшего свой нос, – это отчасти причудливый сон и видение. Маленький человек Яны Туминой одинок и беззащитен, однако его нередко защищать надо от самого себя, от его же пороков.

    Режиссер определила жанр постановки как «трагическую буффонаду». Ее спектакль на самом деле трагедия, переходящая в паясничанье, фарс и наоборот. Вот мы видим карьерную грезу – веревочную лестницу, по которой майор Ковалев вскарабкивается к своей мечте. А вот и строй чиновников с чернильницами и перьями, но голов нет, а лишь проворные руки чеканят указы и приказы. Спектакль калейдоскопичен, и эта оптика постоянно меняет угол зрения и перспективу. Жандарм вдруг увеличивается до немыслимых размеров. Газетчик, конферансье, канарейка, вся эта фантасмагория рождается из темноты и черноты или сундука. А нос в красивом мундире гуляет сам по себе.

    Но сей хаос четко скомпонован, а музыка Дмитрия Максимачева задает особую атмосферу. Музыка здесь неотъемлемая часть спектакля, она органично вплетена в световую партитуру (художник по свету Василий Ковалев) и пластическую ткань. Замечательная работа хореографа Алишера Хасанова, его умение работать с актером, не выматывая его, а раскрепощая, и знание законов драматической сцены, конечно же, украсили  спектакль. Достоин всяческих похвал актерский ансамбль, чуткий, слаженный, с хорошим внутренним «слухом».

    В своей интерпретации Яна Тумина, несмотря на множество аллюзий и ассоциаций, умеет следовать Гоголю, его духу, рисуя Петербург не только холодным и надменным, но и причудливым. Не зря в севастопольском Гоголе в самом начале звучат строки из повести «Невский проспект». Конечно же, Яна Тумина – режиссер, которая владеет искусством создавать особое атмосферное пространство и удивительной способностью к многоступенчатому мышлению, когда зеркало не только может служить отражением, а глаза героя быть зеркалом, когда вдруг Гоголь читается по-иному и символы и метафоры парят, словно птицы.

    Сочиняя свои спектакли, где ирреальность и реальность, живое и неживое изящно нанизаны друг на друга, Тумина любит работать с мифами, ее мифы рождаются из художественных образов, образов театральных и поэтических. «Нос» построен на ритмических перепадах, возможно, иногда хотелось еще большей остроты и темпа, особенно в начале и в конце, но это мое видение и мое представление.

    Конечно, часть тела никуда не денется, поважничает и вернется на место. Самое главное, что спектакль из прошлого великолепным образом заставляет нас задумываться о сегодняшнем дне, а возможно, и будущем. Пронзительная боль и буффонадная маска – главные его составляющие. Отрывок из 54-го псалма Давида Ветхого завета, к которому обычно обращаются в самые тяжелые времена, в моменты полного отчаяния, когда уповать можно только на Бога, здесь звучит не случайно. Сергей Буков прочитал строки «Кто дал бы мне крылья, как у голубя…» с особым умилением и трепетом. Здесь высота спектакля, здесь его смысл, и здесь его вознесение…

    К господу Богу и администрации города Севастополя сегодня обращены и взоры всего театра, который ютится в помещении бывшего кинотеатра и мечтает о своем здании. Благо проект уже есть, и в ближайшем будущем может быть заложен фундамент нового ТЮЗа.

Александр Геннадьев
Фото: Юрия Югансон

Поделиться

Ещё новости

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»
11 июня 2025 г.

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман» Севастопольский театр юного зрителя с блеском представил наш город на III Международном фестивале национальных театров «Байкальский …

Детальнее