Всероссийская акция «Ночь искусств» — 3 ноября в СевТЮЗ!
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееОткрываем книжку "100 великих мастеров прозы" и читаем горькие строки: "Одна из самых жестоких трагедий, какая может выпасть на долю писателя, -- это трагедия непризнания и забвения. Именно такова была участь крупнейшего американского писателя XIX века Германа Мелвилла. Современники не поняли и не приняли его произведений..."
Это не совсем так -- первые романы нашего героя, принесшие ему деньги и славу, принимались читающей публикой очень хорошо. И это так, ибо главное произведение писателя в самом деле оценили по достоинству только потомки, через семь десятков лет после выхода знаменитого романа в свет...
Герману Мелвиллу (1.08. 1819 - 28.09.1891) ничего не давалось легко, а его юношеские приключения могли в любой момент закончиться трагически. С тринадцати лет будущий классик американской литературы вынужден был пахать как вол. Когда судьба занесла его на китобойное судно "Акушнет", Мелвилл понял, что такое настоящая каторга. Он дезертирует, оказывается в плену у каннибалов Маркизских островов, потом спасается на американском военном корабле, снова устраивается на китобойное судно, поднимает на нем бунт... В итоге поздней осенью 1844 года Герман Мелвилл с пустым кошельком и колоссальным запасом впечатлений возвращается домой. И он берется за перо!
Так появляются его первые романы, имевшие большой успех: "Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь" и "Ому: повесть о приключениях в Южных морях". Экзотика тропических джунглей, "дикари" и их нравы, "миссия белого человека", головоломные приключения -- все это принимается "на ура", приносит хорошие деньги. А дальше начинается спад. Романы "Марди и путешествие туда" и "Белый бушлат, или Мир военного корабля" критики и читатели встретили без особого энтузиазма.
А шедевр Мелвилла, монументальный роман "Моби Дик, или Белый кит" (1851 год), который сегодня признан "итоговым произведением литературы американского романтизма" и "главным американским романом XIX века", современники автора не приняли категорически. Тогдашние критики писали примерно так : "Нудноватая энциклопедия о китах с массой нравоучений при весьма вялом сюжете".
Мелвилл вывалил на голову своих читателей все, что знал о китах, китобоях, китобойном промысле. Роман перегружен авторскими "размышлизмами", уместными более для текста философского трактата. Такими, например: "Сомнение во всех истинах земных и знание по наитию кое-каких истин небесных -- такая комбинация не приводит ни к вере, ни к неверию, но учит человека одинаково уважать и то, и другое". Признавая до известной степени справедливость этих замечаний, заметим: книга Мелвилла -- не развлекательное чтиво на ночь.
Борьба героя с чудовищем -- вечный сюжет мировой литературы с момента ее зарождения. Шумерский Гильгамеш борется с небесным быком, греческий Геракл убивает ужасных гидру, льва и вепря, святой Георгий поражает дракона (змия), а наши богатыри терзают Соловья-разбойника, Идолище Поганое и Лихо Одноглазое. Всегда приятно, что человек выходит победителем!
У Мелвилла в жестокой схватке чудовища и героя -- белого кита Моби Дика и полубезумного капитана Ахава -- побеждает кит, какая-то иррациональная, ужасная, неукротимая в своей стихийной свирепости сила. Конечно, это публике понравиться не могло, тем более если начинался поиск политических аллюзий.
Ровно через сто лет после романа Мелвилла, в 1952 году, Эрнест Хемингуй в притче "Старик и море" позволяет новому благородному и мудрому герою, рыбаку Сантьяго, победить другого левиафана -- огромного марлина. Хемингуэя современники сделали нобелевским лауреатом, Мелвилла же современники услышать не захотели.
Критика была настолько злой, что Герман Мелвилл на время умолк, а потом даже публиковался под псевдонимами; в конце жизни его увлекла поэзия, но как-то не слишком удачно.
Естественно, материальное положение писателя пошатнулось, с 1866 до 1885 года он служил таможенным чиновником. Сразу вспоминается другой скромнейший таможенник -- художник -дадаист Анри Руссо. А ведь оба могли бы быть миллионерами... У Мелвилла даже вырвалось такое признание: "Хоть я написал Евангелие нашего века, я умру в нищете."
... Прав, видимо, Анатоль Франс: "Никому не дано создавать шедевров, но некоторые произведения становятся шедеврами благодаря любезности времени".
Всезнающая "Википедия" подсчитала -- роман "Моби Дик" был экранизирован 11 раз. А в феврале текущего года в Москве состоялась премьера одноименной рок-оперы.
Игорь Азаров, завлит СевТЮЗа
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееУра! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …
ДетальнееНа осенних каникулах Севастопольский театр юного зрителя возобновляет акцию «билет за пятерки». Круглые отличники, то есть те ученики, которые закончили четверть с «пятерками» по всем …
Детальнее