"Я умру в нищете". Герману Мелвиллу -- 200 лет / Новости / CевТЮЗ
Новости
1 августа 2019 г.

"Я умру в нищете". Герману Мелвиллу -- 200 лет

Открываем книжку "100 великих мастеров прозы" и читаем горькие строки: "Одна из самых жестоких трагедий, какая может выпасть на долю писателя, -- это трагедия непризнания и забвения. Именно такова была участь крупнейшего американского писателя XIX века Германа Мелвилла. Современники не поняли и не приняли его произведений..."

Это не совсем так -- первые романы нашего героя,  принесшие ему деньги и славу,  принимались читающей публикой очень хорошо. И это так, ибо главное произведение писателя в самом деле оценили по достоинству только потомки, через семь десятков лет после выхода знаменитого романа в свет...

Герману Мелвиллу (1.08. 1819 - 28.09.1891) ничего не давалось легко, а его юношеские приключения могли в любой момент закончиться трагически. С тринадцати лет будущий классик американской литературы вынужден был пахать как вол.  Когда судьба занесла его на китобойное судно "Акушнет", Мелвилл понял, что такое настоящая каторга. Он дезертирует, оказывается в плену у каннибалов Маркизских островов, потом спасается на американском военном корабле, снова устраивается на китобойное судно, поднимает на нем бунт... В итоге поздней осенью 1844 года Герман Мелвилл с пустым кошельком и колоссальным запасом впечатлений возвращается домой. И он берется за перо!

Так появляются его первые романы, имевшие большой успех: "Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь" и "Ому: повесть о приключениях в Южных морях". Экзотика тропических джунглей, "дикари" и их нравы, "миссия белого человека", головоломные приключения -- все это принимается "на ура", приносит хорошие деньги. А дальше начинается спад. Романы "Марди и путешествие туда" и "Белый бушлат, или Мир военного корабля" критики и читатели встретили без особого энтузиазма.

А шедевр Мелвилла, монументальный роман "Моби Дик, или Белый кит" (1851 год), который сегодня признан "итоговым произведением литературы американского романтизма" и "главным американским романом XIX века", современники автора не приняли категорически. Тогдашние критики писали примерно так : "Нудноватая  энциклопедия о китах с массой нравоучений при весьма вялом сюжете". 

Мелвилл вывалил на голову своих читателей все, что знал о китах, китобоях, китобойном промысле. Роман перегружен авторскими "размышлизмами", уместными более для текста философского трактата. Такими, например: "Сомнение во всех истинах земных и знание по наитию кое-каких истин небесных -- такая комбинация не приводит ни к вере, ни к неверию, но учит человека одинаково уважать и то, и другое". Признавая до известной степени справедливость этих замечаний, заметим: книга Мелвилла -- не развлекательное чтиво на ночь.

Борьба героя с чудовищем -- вечный сюжет мировой литературы с момента ее зарождения. Шумерский Гильгамеш борется с небесным быком, греческий Геракл убивает ужасных гидру, льва и вепря, святой Георгий поражает дракона (змия), а наши богатыри терзают Соловья-разбойника, Идолище Поганое и Лихо Одноглазое. Всегда приятно, что человек выходит победителем!

У Мелвилла в жестокой схватке чудовища и героя -- белого кита Моби Дика и полубезумного капитана Ахава -- побеждает кит, какая-то иррациональная, ужасная, неукротимая в своей стихийной свирепости сила. Конечно, это публике понравиться не могло, тем более если начинался поиск политических аллюзий.

Ровно через сто лет после романа Мелвилла, в 1952 году, Эрнест Хемингуй в притче "Старик и море" позволяет  новому благородному и мудрому герою, рыбаку Сантьяго, победить другого левиафана -- огромного марлина. Хемингуэя современники сделали нобелевским лауреатом, Мелвилла же современники услышать не захотели.

Критика была настолько злой, что Герман Мелвилл на время умолк, а потом даже публиковался под псевдонимами; в конце жизни его увлекла поэзия, но как-то не слишком удачно.

Естественно, материальное положение писателя пошатнулось, с 1866 до 1885 года он служил таможенным чиновником. Сразу вспоминается другой скромнейший таможенник -- художник -дадаист Анри Руссо. А ведь оба могли бы быть миллионерами... У Мелвилла даже вырвалось такое признание: "Хоть я написал Евангелие нашего века, я умру в нищете."

... Прав, видимо, Анатоль Франс: "Никому не дано создавать шедевров, но некоторые произведения становятся шедеврами благодаря любезности времени".

Всезнающая "Википедия" подсчитала -- роман "Моби Дик" был экранизирован 11 раз. А в феврале текущего года в Москве состоялась премьера одноименной рок-оперы. 

Игорь Азаров, завлит СевТЮЗа

Поделиться

Ещё новости

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»
11 июня 2025 г.

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман» Севастопольский театр юного зрителя с блеском представил наш город на III Международном фестивале национальных театров «Байкальский …

Детальнее