«Я должен смешить людей, исправляя их». Четыре века вместе с Мольером / Новости / CевТЮЗ
Новости
15 января 2022 г.

«Я должен смешить людей, исправляя их». Четыре века вместе с Мольером

    Истинно сказано в Библии: «Дух Божий дышит, где хочет». Иначе как объяснить, что великий драматург и актер появился на свет ровно 400 лет назад в семье очень далекой от театрального (да и любого другого) искусства. Жан-Батист Поклен (15.01.1622 – 17.02. 1673) мог стать вполне успешным обойщиком-драпировщиком, как его отец. Мог стать адвокатом, мог преподавать – он в юности получил очень приличное образование. Но сегодня мы не знаем никакого Поклена – вот уже четыре века от города к городу, театра к театру, от сцены к сцене триумфально шествуют герои комедий Мольера. Именно так нам следует его называть – по сценическому псевдониму.

    Примечательно, что в нашем XXI веке мы могли бы назвать Мольера любимчиком судьбы. В самом деле – до нас дошли 29 его комедий, многие из которых и в наши дни украшают репертуар самых известных театров. Комедиограф пользовался высочайшим покровительством: когда его труппа оказалась в сложном материальном положении, Людовик XIV – дело до тех пор небывалое – начал платить артистам жалование из казны, отличив их званиями «актеров короля». Видимо, только сам Мольер мог бы сказать, чего ему все это стоило… Что характерно: все то, что обеспечило своему автору литературное бессмертие, при жизни приносило Мольеру серьезные неприятности. Здесь достаточно только вспомнить комедию «Тартюф», вызвавшую неописуемый гнев клерикалов, напугавший даже самого короля.

    Методом проб и ошибок Мольер вышел на создание пьес, в самом деле «обреченных на успех». Людовик XIV обладал красивыми сильными ногами и очень хорошо танцевал даже сложные балетные партии. Всесильный монарх охотно выходил на сцену, ему старались подражать самые высокородные господа. Так появились комедии-балеты, в их числе прославленные «Жорж Данден», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной». Музыку к спектаклям сочинял выдающийся композитор Жан-Батист Люлли. Театроведы утверждают, что Мольер и Люлли вместе создали 13 комедий с балетными вставками.

    Язык комедий Мольера очень выразителен, сочен, гибок, стилистически разнообразен. Жанр комедии давал автору счастливую возможность пользоваться не только «высоким штилем», но и языком простонародья, парижских предместий, с обилием жаргонизмов и забавных диалектных словечек. Никаких политических целей Мольер не преследовал, но, язвительно бичуя и высмеивая пороки, часто вольно или невольно давал понять, что носители этих пороков – отнюдь не только те, над кем можно было потешаться совершенно безнаказанно. Католическое духовенство питало к Мольеру такую ненависть, что архиепископ Парижский запретил хоронить знаменитого артиста и драматурга – потребовалось личное вмешательство короля, чтобы Мольер обрел свое последнее пристанище, и то на кладбище для некрещеных младенцев.

    Позже останки этого великого француза его компатриоты с большими почестями перенесут на кладбище Пер-Лашез. P.S. Долгое время в Европе считалось, что зеленый цвет сулит артистам несчастья. Объяснение простое: именно в зеленом костюме отошел к Богу Мольер…

Игорь Азаров,
заведующий литературно-драматургической частью

Поделиться

Ещё новости