«Вождь нашей обличительной литературы». М.Е. Салтыкову-Щедрину – 195 лет / Новости / CевТЮЗ
Новости
27 января 2021 г.

«Вождь нашей обличительной литературы». М.Е. Салтыкову-Щедрину – 195 лет

    Самое впечатляющее в творческом наследии Салтыкова-Щедрина – его исключительная современность. Нет ощущения (разве что из-за изящества слога, сейчас так красиво не пишут и не говорят), что всё это прозвучало много-много лет назад, в государстве, которого давно нет на карте. Видимо, мы имеем дело с чем-то удивительно долговечным. Судите сами. Салтыков-Щедрин, к примеру, считал, что в России возможны только две газеты: либеральная «Помои» и официозная «Чего изволите?». Салтыков-Щедрин утверждал, что нам вполне достаточно двух правительственных ведомств – Министерства побед и одолений и Министерства государственных умопомрачений… Боюсь, недавняя политическая практика только подтвердила его пророческую правоту. Впрочем, Д.И. Писарев, не без издёвки называвший великого сатирика «вождём нашей обличительной литературы», полагал, что от юмора и сатиры Михаила Евграфовича никому не жарко и не холодно и вообще клонит в сон. Но Писарева сегодня уже мало кто помнит. А Салтыков-Щедрин и своё время пережил, и наше переживёт.

    Михаил Евграфович Салтыков (27. 01. 1826 – 10. 05. 1889) не просто был наследником и продолжателем русской сатирической традиции, заложенной Фонвизиным, Крыловым и Гоголем. Он принципиально ушёл от «смеха сквозь слёзы». Сатира Салтыкова-Щедрина перестала быть щадящей и доброй. Нелепо было бы говорить, что Гоголь, сочиняя свою великую комедию «Ревизор», сознательно подрывал общеимперские устои. И Фонвизин, и Крылов, и Гоголь из всех орудий своих талантов стреляли по «отдельным, частным случаям». По «системе» начал прицельно бить Михаил Евграфович Салтыков, писавший под псевдонимом Николай Щедрин. Но вот странность! В этой самой ненавистной, порочной, бесчеловечной системе её беспощадный критик занимал немаловажное место. Он был вице-губернатором в Рязани и Твери, дослужился до генеральского чина, без лишнего стеснения пользовался покровительством школьного товарища, министра финансов М.Х. Рейтерна. Целое исследование этому феномену посвятил, например, профессор МГУ Андрей Ранчин – отсылаю вдумчивых читателей к его статье «Михаил Салтыков-Щедрин: сатирик на государственной службе», журнал «Государственная служба», 2014, № 6 (92).

    Пора предоставить слово самому писателю! Михаил Евграфович пишет: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России…» Но есть у него и такое признание: «Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть и нечто более прекрасное – это любовь к истине. Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклонённой головой, с запертыми устами». Есть ли здесь противоречие? Можно ли противопоставить любовь к родине любви к истине? Пусть каждый сам определится с ответом на этот вопрос.

    Для большинства из нас М.Е. Салтыков-Щедрин – это «Господа Головлёвы», «История одного города», россыпь мудрых сатирических сказок, «Пошехонская старина». Но великий сатирик пробовал себя и в драматургии! Правда, к театру он был достаточно равнодушен. В одном из личных писем Салтыкова-Щедрина находим такое признание: «К сцене я никогда не питал ни особой привязанности, ни большого доверия». Возможно, это потому, что путь на сцену драматургии остросатирического направления был наглухо закрыт.

    Ещё в 1857 году Салтыков-Щедрин написал пьесу «Смерть Пазухина» – историю о борьбе жуликов, в том числе высокопоставленных, за миллионное наследство такого же жулика. «Лица, представленные в этой пьесе, доказывают совершенное нравственное разрушение общества», – выдал заключение цензор. Впервые «Смерть Пазухина» была поставлена лишь в год смерти своего автора (1889) в провинции, затем её показал московский театр Корша и в 1893 году – Александринский театр.

    В 1865 году Салтыков-Щедрин пишет пьесу (не была завершена) «Тени», жанр которой сам автор определяет как «драматическая сатира». Примечательно, что в образах могущественного старикашки князя Тараканова и его неукротимой «помпадурши» легко узнаваемы министр императорского двора граф В.Ф. Адлерберг и его фаворитка Вильгельмина Гуде-Буркова. Конечно, такие «Тени» на сцене смогли появиться лишь в 1914 году, на благотворительном вечере в Мариинском театре.

    Отдельный интерес составляет тема о постановках произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина на сценах театров, работающих для детской и молодёжной аудитории. Так, к примеру, только в завершившемся 2020 году, в июне, Тверской ТЮЗ показал премьеру спектакля «Головлёв», причём главный герой в этой постановке – «вопреки авторскому тексту» – фигура крупная и сугубо положительная, светоч веры Христовой. А в октябре комедию «Эх, судьба, судьба косая» по сказке «Самоотверженный заяц» презентовал Томский ТЮЗ.

    … Споры об идейном наследии, об актуальности и современности того, что создал и оставил нам, не всегда благодарным потомкам Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин продолжаются. Высказано мнение, что произведения «вождя нашей обличительной литературы» слишком архаичны, их просто растащили на афоризмы, значительная часть которых не имеет к реальному Щедрину никакого отношения.

    Но мы завершим свои сегодняшние штудии цитатой проверенной: «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына».

Игорь Азаров,
руководитель литературно-драматургической части 

Поделиться

Ещё новости