Василий Заржецкий: «Зритель покупает билет на то, что сказано между строк». / Новости / CевТЮЗ
Новости
17 августа 2020 г.

Василий Заржецкий: «Зритель покупает билет на то, что сказано между строк».

    Интервью накануне долгожданной премьеры.

    33-й театральный сезон в СевТЮЗе уже стартовал, но первая премьера сезона назначена на 5-6 сентября. Зрители увидят долгожданный спектакль "Идиот" по роману Федора Достоевского. Постановка спектакля стала возможной в рамках Федеральной программы партии "Единая Россия" "Культура малой Родины"

 

     – Спектакль, который мы увидим 5 сентября, заметно отличается от того спектакля, который мы – как это изначально планировалось – могли бы увидеть еще 24 апреля?

 – Все наши наработки, которые мы с артистами сделали до введения режима самоизоляции, сценография и костюмы, остались теми же. Цеха начали свою работу и сейчас уже завершают подготовку к премьере. А вот акценты на «идеологическом» уровне поменялись. У нас добавились еще четыре персонажа. Зритель их увидит на премьере. Спектакль немного разросся и по хронометражу, и по закладываемым в него смыслам. Видимо, было так нужно, чтобы мы еще больше погрузились в мир героев Достоевского, чтобы мы более основательно сроднились с персонажами этого великого романа. И поставили под сомнения какие-то идеи Федора Михайловича. И в чем-то с ним поспорили, а в чем-то безусловно согласились.

    – Что сейчас в романе Достоевского мы бы смогли назвать архаичным? Чего уже нет? Есть такие моменты, которые нашему современнику уже непонятны?

– Могу сказать лишь одну вещь: есть те проблемы, которые были исключительно актуальны в XIX веке – политическая борьба русских либералов и консерваторов. Не скажу, что мы сильно занимались политической стороной романа. Постарались в своей инсценировке отнестись к этой составляющей с юмором, с определенной, если угодно, долей здорового цинизма. Больше скажу: режиссер обязан относится к тексту автора отчасти «панибратски», тогда, на мой взгляд, получается что-то в самом деле новое и интересное. Мы-то с вами уже знаем, чем и как все политические искания и споры XIX века закончилось…

Перейти на страницу спектакля "Идиот"

      – Ваш «Идиот» для школьника или для взрослого зрителя?

 – Школьник – понятие растяжимое. Всем понятно, что ребенка начальных классов нужно сводить на что-нибудь другое из богатого и разнообразного репертуара СевТЮЗа. Я бы не рекомендовал водить подростка на премьеру раньше, чем творчество Достоевского начнут проходить в школе.  Конечно, если ребенок растет как чистый гуманитарий и имеет серьезный литературный багаж, включая знакомство с творчеством Достоевского, то почему бы и нет – все возможно. Но все равно, «Война и мир», «Идиот», «Преступление и наказание», «Вишневый сад» – эти произведения требуют глубокой проработки, прежде чем идти на их постановки в театр. Сегодня режиссер – интерпретатор, сочинитель, он дает свой взгляд, видение, расставляет свои акценты. Не так важно, в какой это облечено театр – игровой, психологический, документальный. Мне всегда нравилась фраза прекрасного театрального педагога и режиссера Петра Фоменко: «Текст вы можете и дома почитать. А зритель покупает билет за то, что сказано между строк». Вот это для меня самое важное!

Хочется обратиться к театралам: зритель не должен быть глух и слеп, он должен соответствовать нынешнему веку. Зритель должен понимать, куда он идет и на какой спектакль ведет своего ребенка. Зритель в нашем XXI веке должен развивать свой вкус в соответствии с развитием театрального искусства.

Понятно, что ТЮЗ – театр для детей, и он должен иметь ограниченную меру эпатажности, гарантировать возрастные категории, соблюдение известных «правил игры». У нас есть в спектакле, назовем это так, «провокации», но они не переходят грани допустимого, все в меру. Повторюсь: «Идиот» - постановка для семейного просмотра, и если вы считаете, что ваш ребенок двенадцати лет готов смотреть и понимать произведение, то почему бы и нет.

    – Каково быть режиссером, которого в третий раз приглашают ставить классику в Севастопольский ТЮЗ?

– Хочу пошутить: главное, чтобы я не надоел. Ни разу за это время я не предложил своего произведения. Каждый раз получаю заказ от театра. Повести Пушкина мы для постановки выбирали вместе с администрацией. «Обломова» я терпеть не мог – до начала работы. А вот с «Идиотом» уже другая история.

Перейти на страницу спектакля "Идиот" 

   – Если бы вам дали возможность поставить спектакль по собственному выбору, какого автора предложили бы нам?

– Я бы взял Толстого, «Война и мир». У меня уже есть спектакль по этому роману – «Война и мир. Андрюша», выпущенный в 2012 году в театре «Зазеркалье». Это тот материал, который не перестает меня удивлять и изумлять, который я искренне и трепетно люблю. Я не стыжусь того, что мне Лев Николаевич нравится не просто как писатель, но и как человек. Я люблю и Софью Андреевну, понимаю их всех. Это мой автор, та зона творческой интимности, которой я могу делиться со зрителем. Это тот космос, который я готов постигать всю жизнь.

Перейти на страницу спектакля "Идиот"

С режиссером беседовал Игорь Азаров,
заведующий литературно-драматургической частью

Поделиться

Ещё новости