В Севастопольском ТЮЗе будет свой «Идиот» / Новости / CевТЮЗ
Новости
21 марта 2020 г.

В Севастопольском ТЮЗе будет свой «Идиот»

    Для начала одна история, которая вряд ли казалась забавной ее непосредственным участникам. Мрачноватые послевоенные годы. Главный редактор «Литературной газеты» Владимир Ермилов собирает журналистов и говорит: «Пора покончить с нигилистическим отношением к великому русскому писателю Достоевскому! Я сам напишу установочную статью и все объясню». Появляется обещанная статья. На следующий день, получив громы и молнии из заоблачных высот, Ермилов снова собирает коллектив редакции и говорит: «Пора покончить с апологетическим отношением к монархисту и мракобесу Достоевскому! Я сам напишу установочную статью и все объясню». Увидев потрясенный взгляд какого-то юного стажера, главред срывается на крик: «Да, да, молодой человек! Жизнь сложна!» 


    С тех пор жизнь вряд ли стала намного проще, но как раз относительно творчества Федора Михайловича Достоевского есть полная определенность: перед нами труды пророка и величайшего знатока человеческой души, вершина русской литературы, идейно-воспитательное и этико-культурное значение которых не подвергается сомнению — это безусловное сокровище человеческой мысли. И чем умнее мы становимся, тем больше нам нужен Достоевский. Может, мы и становимся умнее потому, что все чаще обращаемся к его книгам. 

    Роман «Идиот» (1868-1869 гг.) современниками автора не был принят восторженно. Прохладно отзываются об этой книге замечательные писатели Салтыков-Щедрин и Лесков, выдающиеся философы Розанов и Шестов. Оценивая галерею в самом деле странных и спорных персонажей, критик Виктор Буренин написал: «… роман можно было не только «Идиотом» назвать, но даже «Идиотами»: ошибки не оказалось бы в подобном названии». А может быть, точнее всех высказался об этом романе поэт-символист Иннокентий Анненский: «Там душа иной раз такая глубокая, что страшно заглянуть в ее черный колодец». Согласитесь, искушение заглянуть в «черный колодец» человеческой глубокой души иногда просто непреодолимо. 

    Скоро такая возможность предоставится зрителям Севастопольского театра юного зрителя. По предложению театра, к работе над спектаклем «Идиот» приступает Василий Заржецкий. Наши зрители хорошо знают и высоко ценят его постановки — спектакли «2 х Пушкин = Выстрел + Барышня-крестьянка» и «Обломов».  Под «режиссерским скальпелем» Василия Владимировича классические тексты Пушкина и Гончарова были сохранены в максимальной полноте и обрели вполне современное, актуальное звучание. Кроме того, Василий Заржецкий прекрасно владеет материалом — в Санкт-Петербурге он поставил мюзикл «Идиот». В СевТЮЗе «Идиот» будет серьезной драмой. Кстати, не лишним будет обратить ваше внимание на примечательную деталь: Василий Заржецкий не только режиссер, но и кандидат филологических наук. 

    Конечно, роман Достоевского весьма монументален и «перенести» его на сцену — задача титаническая. «В «Обломове» мне было интересно отслеживать некую биографическую хронику существования главного героя, потому там и было обозначено: «семь эпизодов из человеческой жизни», — поясняет режиссер. — А в «Идиоте» мы покажем зрителю «фантазии на темы из романа», естественно, при полном уважении и бережном отношении к тому, что создал гений автора книги». 

    Заржецкому сложно согласиться с тем, что князь Мышкин — это лучшее, что есть в человеке, а его антагонист Рогожин — воплощение темных сил и страстей, что Мышкин — новоявленный Иисус, а Рогожин — Антихрист. Во всяком случае, по мнению режиссера-постановщика, убивая несчастную Настасью Филипповну, Рогожин спасает ее от еще более тяжкого для верующего христианина греха — самоубийства. «Думаю, Мышкин и Рогожин в спектакле будут ярче, более живыми и объемными, чем на страницах романа, их мысли и чувства окажутся ближе к тому, как мыслит и чувствует наш современник», — говорит Василий Владимирович. И добавляет: «Мы предложим зрителю свое видение финала, свое понимание роли и места князя Мышкина во всем происходящем. Но сейчас вперед забегать мы не станем!» 

    Не будем забегать вперед и раскрывать все детали и секреты готовящейся постановки и мы — в конце концов, работа над спектаклем в самом разгаре, многое только предстоит сделать. Скажем лишь, что оригинальную сценографию спектакля «Идиот» предложил Алексей Левданский, уже знакомый севастопольцам своей работой над спектаклями по произведениям Пушкина и Гончарова. А музыкальное оформление спектакля режиссер пообещал «неожиданное» — этот ход прекрасно оправдал себя в «Обломове». 

    Кстати, Севастопольский театр юного зрителя не в первый раз обращается к творчеству Федора Михайловича Достоевского. Так, в 2010 году состоялась премьера спектакля «Кроткая», постановка Ольги Ясинской, по рассказу великого писателя. Новый подъем интереса к его идеям, мыслям, художественным образам не случаен — в будущем году Россия отметит 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского. 

Игорь Азаров,
руководитель литературно-драматургической части

Поделиться

Ещё новости

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»
11 июня 2025 г.

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман» Севастопольский театр юного зрителя с блеском представил наш город на III Международном фестивале национальных театров «Байкальский …

Детальнее