В Севастопольском ТЮЗе будет свой «Идиот» / Новости / CевТЮЗ
Новости
21 марта 2020 г.

В Севастопольском ТЮЗе будет свой «Идиот»

    Для начала одна история, которая вряд ли казалась забавной ее непосредственным участникам. Мрачноватые послевоенные годы. Главный редактор «Литературной газеты» Владимир Ермилов собирает журналистов и говорит: «Пора покончить с нигилистическим отношением к великому русскому писателю Достоевскому! Я сам напишу установочную статью и все объясню». Появляется обещанная статья. На следующий день, получив громы и молнии из заоблачных высот, Ермилов снова собирает коллектив редакции и говорит: «Пора покончить с апологетическим отношением к монархисту и мракобесу Достоевскому! Я сам напишу установочную статью и все объясню». Увидев потрясенный взгляд какого-то юного стажера, главред срывается на крик: «Да, да, молодой человек! Жизнь сложна!» 


    С тех пор жизнь вряд ли стала намного проще, но как раз относительно творчества Федора Михайловича Достоевского есть полная определенность: перед нами труды пророка и величайшего знатока человеческой души, вершина русской литературы, идейно-воспитательное и этико-культурное значение которых не подвергается сомнению — это безусловное сокровище человеческой мысли. И чем умнее мы становимся, тем больше нам нужен Достоевский. Может, мы и становимся умнее потому, что все чаще обращаемся к его книгам. 

    Роман «Идиот» (1868-1869 гг.) современниками автора не был принят восторженно. Прохладно отзываются об этой книге замечательные писатели Салтыков-Щедрин и Лесков, выдающиеся философы Розанов и Шестов. Оценивая галерею в самом деле странных и спорных персонажей, критик Виктор Буренин написал: «… роман можно было не только «Идиотом» назвать, но даже «Идиотами»: ошибки не оказалось бы в подобном названии». А может быть, точнее всех высказался об этом романе поэт-символист Иннокентий Анненский: «Там душа иной раз такая глубокая, что страшно заглянуть в ее черный колодец». Согласитесь, искушение заглянуть в «черный колодец» человеческой глубокой души иногда просто непреодолимо. 

    Скоро такая возможность предоставится зрителям Севастопольского театра юного зрителя. По предложению театра, к работе над спектаклем «Идиот» приступает Василий Заржецкий. Наши зрители хорошо знают и высоко ценят его постановки — спектакли «2 х Пушкин = Выстрел + Барышня-крестьянка» и «Обломов».  Под «режиссерским скальпелем» Василия Владимировича классические тексты Пушкина и Гончарова были сохранены в максимальной полноте и обрели вполне современное, актуальное звучание. Кроме того, Василий Заржецкий прекрасно владеет материалом — в Санкт-Петербурге он поставил мюзикл «Идиот». В СевТЮЗе «Идиот» будет серьезной драмой. Кстати, не лишним будет обратить ваше внимание на примечательную деталь: Василий Заржецкий не только режиссер, но и кандидат филологических наук. 

    Конечно, роман Достоевского весьма монументален и «перенести» его на сцену — задача титаническая. «В «Обломове» мне было интересно отслеживать некую биографическую хронику существования главного героя, потому там и было обозначено: «семь эпизодов из человеческой жизни», — поясняет режиссер. — А в «Идиоте» мы покажем зрителю «фантазии на темы из романа», естественно, при полном уважении и бережном отношении к тому, что создал гений автора книги». 

    Заржецкому сложно согласиться с тем, что князь Мышкин — это лучшее, что есть в человеке, а его антагонист Рогожин — воплощение темных сил и страстей, что Мышкин — новоявленный Иисус, а Рогожин — Антихрист. Во всяком случае, по мнению режиссера-постановщика, убивая несчастную Настасью Филипповну, Рогожин спасает ее от еще более тяжкого для верующего христианина греха — самоубийства. «Думаю, Мышкин и Рогожин в спектакле будут ярче, более живыми и объемными, чем на страницах романа, их мысли и чувства окажутся ближе к тому, как мыслит и чувствует наш современник», — говорит Василий Владимирович. И добавляет: «Мы предложим зрителю свое видение финала, свое понимание роли и места князя Мышкина во всем происходящем. Но сейчас вперед забегать мы не станем!» 

    Не будем забегать вперед и раскрывать все детали и секреты готовящейся постановки и мы — в конце концов, работа над спектаклем в самом разгаре, многое только предстоит сделать. Скажем лишь, что оригинальную сценографию спектакля «Идиот» предложил Алексей Левданский, уже знакомый севастопольцам своей работой над спектаклями по произведениям Пушкина и Гончарова. А музыкальное оформление спектакля режиссер пообещал «неожиданное» — этот ход прекрасно оправдал себя в «Обломове». 

    Кстати, Севастопольский театр юного зрителя не в первый раз обращается к творчеству Федора Михайловича Достоевского. Так, в 2010 году состоялась премьера спектакля «Кроткая», постановка Ольги Ясинской, по рассказу великого писателя. Новый подъем интереса к его идеям, мыслям, художественным образам не случаен — в будущем году Россия отметит 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского. 

Игорь Азаров,
руководитель литературно-драматургической части

Поделиться

Ещё новости

В СевТЮЗе состоялась премьера сказки "Золотой ключик или приключения Буратино"
28 октября 2024 г.

В СевТЮЗе состоялась премьера сказки "Золотой ключик или приключения Буратино"

Ура! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …

Детальнее