"Урод" как урок. "Учительские" заметки на полях премьеры СевТЮЗа / Новости / CевТЮЗ
Новости
15 июля 2019 г.

"Урод" как урок. "Учительские" заметки на полях премьеры СевТЮЗа

Мариус фон Майенбург родился в 1972 году, его пьесу "Урод" впервые показали в 2007 году в берлинском театре "Шаубюне". Без труда можно представить, если  "Урод" был бы написан и поставлен, скажем, в 1987-м. Нам бы объяснили, что автор жестоко бичует современное разлагающееся капиталистическое общество, где человек человеку волк, где процветают дикий индивидуализм, культ денег и изощренный разврат. А у нас, в нашей стране и в нашем обществе, такое совершенно невозможно, у нас "социализм с человеческим лицом". Но времена изменились. Так что "Урод" -- это и наша сегодняшняя вполне реалистическая действительность... Да, гротеск, фарс, притча. Но -- как же это всё жизненно!

 Давно замечено: красивым детям уделяется больше внимания, и это внимание заведомо благосклонное -- некрасивых детей воспитатели и учителя ругают чаще и наказывают строже; симпатягам многие шалости и ошибки просто сходят с рук. Красивому легче найти друзей и партнеров. Красивые идут по жизни смеясь, они чемпионы, лауреаты, победители. Им достаются "лучшие кусочки" -- и в прямом, и в переносном смыслах. Почему так популярен Инстаграм, почему вдруг произошло повальное помешательство на селфи? Человек убеждает себя и других: я красив! Значит, успешен. Значит, любим.

А если этого нет? 

В пьесе Майенбурга молодой инженер-электрик Летте изобретает какой-то особенный штекер. Но сие изобретение надо еще суметь изящно представить и выгодно продать. Поэтому на престижный конгресс в Швейцарию (отель "Эксельсиор", окна на юг -- с видом на заснеженные Альпы!) поедет юный ассистент Карлманн. Так решило начальство. Объяснение самое простое: Карлманн миловиден, а Летте ... урод. У такого урода никто никогда и ничего не купит! И ничего личного -- только бизнес. 

На сцену драматург вывел парад "улиток." Каждый в своей раковине. Каждый под защитой и гнётом множества условий и условностей. Но раковина Летте (молод, женат, хорошая работа, талант изобретателя) дала трещину -- он урод. Это обнаружилось внезапно, когда все шло просто прекрасно. Катастрофа! И Летте ложится под нож пластического хирурга. Операция болезненна, однако дело стоит того -- инженер становится красавцем. Урод превращается в Нарцисса. И вот она, манящая Швейцария, отель с видом на Альпы. Слава. Деньги. Восторги начальства ("наши продажи возросли на 70 % !!!"). Навязчивое внимание женщин. Наш изобретатель поймал Бога за бороду? 

Летте даже не заметил, как из человека сам моментально превратился в товар...

... Спектакль "Урод" длится в Севастопольском театре юного зрителя немногим более часа. Но есть постановки других театров и режиссеров, у них "Урод" идет два часа. Сложно даже представить! Севастопольцы играют динамично, сцены быстро сменяют друг друга, диалоги остры и отточены, реплики героев мелькают и звенят, как клинки дуэлянтов. Помните, у Игоря Северянина была строка: "Я трагедию жизни превращу в грёзофарс"? В "Уроде" все вышло с точностью до наоборот: то, что начиналось как забавный анекдот, как невинная нелепица, заканчивается мрачно. Уникальная красота Летте превращена в продукт массового производства. И Летте больше никому не нужен, даже любившей его жене. Нарцисс увял...

Интереснейший драматургический материал + талант режиссера + замечательная игра актеров = восторг зрителей и гром оваций. Невозможно, как уже говорилось выше, представить себе "Урода" на два часа, невозможно представить, что в спектакле все роли играют разные артисты -- а есть и такие постановки. Успех севастопольского "Урода", поставленного Алессандрой Джунтини, как раз строится на виртуозных, филигранно отработанных перевоплощениях. Спектакль играется поистине "звёздным составом". И только Игорь Цветков исполняет одну роль -- инженера Летте, но там хватает головокружительных преображений внутри образа. Владимир Соловьёв -- Шефлер-начальник и Шефлер-хирург, каждый из них по-своему циничен и отвратителен. Елена Воронцова -- Фанни-жена Летте и Фанни-миллионерша почтенных лет, каждая из них по-своему несчастна. Данил Высоцкий -- Карлманн-ассистент Летте и Карлманн-инфантильный сынок Фанни-миллионерши, каждый из них по-своему жалок...

Зритель ни разу не обманется: талантливые актеры в типических образах, не меняя весьма условных декораций и костюмов, находят у каждого из персонажей пьесы сугубо индивидуальные, личностные черты. И это тоже выделяет севастопольскую версию "Урода" -- другие режиссеры, возможно, полагают, что на сцене в "Уроде" действуют тени, не люди, а функции. Но это, конечно, не так. Летте как раз и оказывается на пороге гибели, когда превращается в некий шаблон и лекало! 

Еще одна важная деталь: "Урод" -- современная пьеса,  а не дидактический материал. В пьесе есть и пикантные моменты, и, назовем это так, своеобразные герои. Легко было сбиться на пошлость. Не сбились, ни единого шага в сторону от верной тропы! Елена Воронцова и Данил Высоцкий своих специфических персонажей преподносят сколь правдиво, столь и деликатно. Отталкивающих героев Владимира Соловьева тоже не так-то просто судить... В "Уроде" у каждого из действующих лиц имеется своя правда -- именно это придает спектаклю особую психологическую глубину и достоверность. 

Есть такая фраза, гораздо более глубокая, чем может показаться на первый взгляд: "Боже, если ты не можешь сказать, что мне делать, скажи хотя бы, чего не делать." Что делать -- каждый волен решать самостоятельно.

"Не нужно искать в нашем спектакле каких-то однозначных ответов, -- говорит режиссер Алессандра Джунтини. -- Этот спектакль -- некий сон, своеобразная притча. И каждый с ответом может определиться сам". 

И все же, посмотрев спектакль в СевТЮЗе, четко можно сказать, чего НЕ ДЕЛАТЬ: не шутить с Божьим замыслом. Да, мы такие, какими родились. В погоне за внешней "красотой" как часто мы губим то, что имеем! Естественно, разговор о татуировках, пирсинге, экспериментах с опасными диетами и т.д. был бы сейчас слишком банальным и малоуместным. Заметим лишь, что народ не зря говорит :"Светит, да не греет". Внешняя привлекательность в сочетании с внутренней пустотой, тем более убожеством, теряет всякое очарование, настораживает, отталкивает. Глупо в погоне за формой терять свое содержание, свое "я". 

Все персонажи пьесы "Урод", даже самые молодые из них, -- уже взрослые люди с очень недетскими проблемами. Но пьесу ставит ТЮЗ, адресуя эту постановку в первую очередь старшеклассникам и студентам. Почему? Ответ очевиден: болезнь легче предупредить, чем лечить. Отвратить от ошибок, пока они или не сделаны, или не слишком значительны. Отвратить не тупыми запретами, а убедительностью и правдой художественного образа, языком притчи, а не инструкции.  На этом и стоит театр, работающий для юного зрителя. Нам же, взрослым, учителям и наставникам, нужно лишь чаще вспоминать формулу Сенеки -- docendo discimus -- "обучая, учимся сами".

Автор: Игорь Азаров, завлит СевТЮЗа

Поделиться

Ещё новости