Всероссийская акция «Ночь искусств» — 3 ноября в СевТЮЗ!
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееНе осмелюсь утверждать, что всё в действительности было именно так, но уж очень красива легенда. В 1827 году Василий Андреевич Жуковский навестил Гёте в его веймарском уединении и увез в Россию замечательный подарок для Пушкина. Жуковский прочитал Гёте пушкинскую "Сцену из "Фауста", немецкий классик пришел в восторг и попросил гостя передать классику русскому то самое гусиное перо, которым была написана первая часть гениальной поэмы "Фауст". Пушкин заказал для пера Гёте дорогой сафьяновый чехольчик и украсил уникальным сувениром стену своего кабинета...
Судьба была к Иоганну Вольфгангу Гёте (28.08.1749 - 22.03.1832) исключительно щедра и благосклонна. "Универсальный гений" — мыслитель, поэт, драматург, педагог, реформатор театра, политик, естествоиспытатель! Добавьте к этой копилке интеллектуальных сокровищ долгую, благополучную, почти безмятежную жизнь, прижизненную оглушительную славу и огромное личное обаяние, завидный успех у женщин. И к этому добавим ещё полученное в 1782 году право вставить между именем и фамилией дворянское "фон", ордена, включая российские звезду и ленту Св. Анны, дружбу и знакомство с самыми замечательными людьми того времени.
Что там говорить, если роман "Страдания юного Вертера" (1774 год) принес своему почти юному автору мировую славу — Наполеон Бонапарт, к примеру, перечитывал эту книгу семь раз!
Судьбоносной оказалась встреча двадцатипятилетнего Гёте с семнадцатилетним герцогом Карлом Августом Саксен-Веймар-Эйзенахским. Как только юноша стал самостоятельным государем в своих не слишком обширных владениях, он тут же пригласил старшего друга к себе в Веймар, причем в роли наставника и первого министра! Не смогу удержаться от исторического анекдота, который прекрасно иллюстрирует характеры и историческую эпоху. Юный герцог и его наставник прогуливаются в лесу. Вечереет, пора возвращаться в замок. По пути домой наши герои заходят утолить жажду на какой-то крестьянский двор. Пока Гёте "просвещает" хозяев, шалопай герцог ловит кошку и топит её в бочке с постным маслом, стоявшей под навесом во дворе. В замке Карл Август начинает каяться. Гёте неумолим: "Маленький тиран! Чем вы отличаетесь от Калигулы? Из-за таких выходок начинаются революции! Сию же минуту вернитесь к крестьянам, извинитесь и возместите их убытки. Или вы мне больше не друг!"
Юноша, обливаясь слезами запоздавшего раскаянья, бежит к крестьянам, извиняется, платит и за масло, и за кошку. И тут старый крестьянин говорит: "А вообще стоило ли так беспокоиться? Кошку давно пора было прибить за воровство, а масло не пропало — мы же поставляем его ко двору нашего герцога. Там все сожрут!"
Шутки шутками, но Гёте на всю жизнь остался в Веймаре, превратив крохотный городок в 6000 жителей в культурную столицу раздробленной на множество феодальных владений Германии. А дружба Гёте с Карлом Августом продолжалась до самой смерти герцога в 1828 году, более полувека! Впрочем, политического реформатора и министра из поэта все-таки не вышло. В 1786 году Гёте просто сбежал из Веймара и отправился (инкогнито!) в путешествие по Италии. Уже в 1788 году он вернулся в Веймар и больше никуда дальше соседних Йены и Эйзенаха не выбирался. Гёте сосредоточился на творчестве, причем сохранив за собой руководство университетом и театром.
Театр! Еще в 1753 году, на Рождество, бабушка подарила маленькому Гёте игрушечный кукольный театр, и счастливый внук вместе с друзьями разыгрывал детские пьесы собственного сочинения.
В 1799 году Гёте убедил своего друга, великого немецкого драматурга Фридриха Шиллера, переехать в Веймар. Какой-то придворный театр там уже был, но именно Гёте и Шиллер считаются создателями классического Веймарского театра, ставшего на время первым театром Европы. Правда, возникла проблема с репертуаром. Исследователи подсчитали, что на 25 показов спектаклей по пьесам самих Гёте и Шиллера пришлось 75 показов пьес Августа Коцебу (в России его творчество называли "коцебятина"), творений достаточно посредственных. Еще сорок спектаклей — драматургия Шекспира, остальное — что-то совсем уж простенькое, для не слишком искушенной, глубоко провинциальной саксен-веймар-эйзенахской публики. В 1805 году Фридрих Шиллер умер, и интерес Гёте к театру заметно остыл.
Кстати сказать, Гёте прекрасно понимал, что слабо подготовленный актер — это провал и гибель для самой изысканной драматургии и театра вообще. Прежде всего Гёте требовал психологической достоверности и отличной сценической речи. Актер должен был хорошо знать не только свою роль, но и всю пьесу. В 1824 году Иоганн Эккерман с разрешения мэтра опубликовал ранее не предназначенные для широкого круга "Правила для актеров". На тот период рекомендации Гёте уже выглядели слегка архаичными, но вопросы этики и личной культуры актера не потеряли актуальности и в наши дни.
Должен признаться, что на жизненном пути мне ни разу не встретился человек, который сказал бы: "Да, "Фауста" люблю, прочитал с интересом обе части и готов всё популярно объяснить". Многие из "Фауста" вообще знают лишь слова "Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет."
Тем удивительнее было узнать, что в ноябре 2012 года трагедию "Фауст. Первый опыт" поставил в Тверском ТЮЗе режиссер Роман Феодориди. Специалисты утверждают: чтение всего текста "Фауста" ориентировочно занимает сутки. Феодориди "уложил" действие в два с половиной часа. Можно предполагать, что смотреть спектакль непросто — Мефистофель и Фауст "перетекают" друг в друга, а Гретхен играют четыре актрисы: Гретхен-Невинная, Гретхен-Влюбленная, Гретхен-Порочная и Гретхен-Безумная. Видимо, маркировка 16+ у этого спектакля вполне адекватна.
Неумолимый ход времени превращает творения великих классиков в архаику, и доказательством тому служит востребованность текстов и героев Иоганна Вольфганга Гёте в театрах мира, в том числе российских.
Игорь Азаров, завлит СевТЮЗа
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееУра! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …
ДетальнееНа осенних каникулах Севастопольский театр юного зрителя возобновляет акцию «билет за пятерки». Круглые отличники, то есть те ученики, которые закончили четверть с «пятерками» по всем …
Детальнее