«Третий великий». К 200-летию Некрасова / Новости / CевТЮЗ
Новости
11 декабря 2021 г.

«Третий великий». К 200-летию Некрасова

    Николая Алексеевича Некрасова (10.12.1821 – 08.01.1878, по нов. стилю) часто называют «третьим великим поэтом России»; конечно, масштаб литературного таланта вообще сравнению и измерению не подлежит, будем исходить только из хронологии: Пушкин и Лермонтов просто жили и творили немногим раньше, хотя все трое – так тоже иногда говорят – сугубо теоретически могли быть сыновьями одной матери…

    Как и все великие поэты, Некрасов, его внутренний мир – это лабиринт загадок и противоречий. Сын богатого, но исключительно жестокого помещика, Некрасов ненавидел отца и боготворил свою кроткую мать, прожившую только сорок лет. При этом на могиле родителя он воздвиг роскошное надгробие, а могилка матери удивляет своей скромностью; нет у поэта ни единого стихотворения, посвященного ее памяти. Почему? Журналы, которыми он руководил, «Современник» в 1847 – 1866 годах и затем «Отечественные записки», Николай Алексеевич смог сделать не только самыми интересными и передовыми изданиями того времени, но и высокодоходными предприятиями.

    Беспощадный ко всем проявлениям несправедливости, гневный и страстный обличитель общественных пороков, поэт, когда это ему было нужно, мог и польстить, и промолчать.

    Поэтический язык Некрасова исключительно богат, разнообразен, ярок. Он, творчески развивая пушкинскую традицию, внес в русскую поэзию все богатство фольклора и устной простонародной речи, смело экспериментировал со стилистикой, мог быть лирически нежным и сатирически беспощадным – даже в одном произведении. Точность и выразительность поэзии Некрасова восхитительны.

    Вершина творчества Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо?», созданная в пореформенные, 60-е годы позапрошлого века.

    Увы, закончить этот монументальный труд поэт не смог. И мы никогда не узнаем, какой вариант из шести (помещик, чиновник, поп, купец, боярин – «министр государев» или сам царь) оказался верным. Видимо, поэт н сам этого не знал.

    Социальный оптимизм великого поэта был очень реалистичен. Помните:

«Вынес достаточно русский народ…
Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся ни мне, ни тебе».

    Кстати, любопытная деталь: своё литературное поприще Некрасов начинал как драматург, хотя потом сам редко вспоминал об этом.

    В репертуаре Севастопольского ТЮЗа долгое время с успехом шла постановка «Вечер водевилей: «Актер», «Дедушкины попугаи». Совершенно напрасно Николай Алексеевич считал свои водевили не стоящими внимания легкомысленными безделицами. Он был очень молод, писал исключительно ради заработка. А как оказалось – для благодарных потомков, для современного театра…

Игорь Азаров,
руководитель литературно-драматургической частью

Поделиться

Ещё новости

В СевТЮЗе состоялась премьера сказки "Золотой ключик или приключения Буратино"
28 октября 2024 г.

В СевТЮЗе состоялась премьера сказки "Золотой ключик или приключения Буратино"

Ура! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …

Детальнее