Всероссийская акция «Ночь искусств» — 3 ноября в СевТЮЗ!
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееГример театра и кино – это мастер, владеющий искусством преобразовывать внешность актера с помощью, грима, красок, париков, усов. Слово «гример» происходит от древнегреческого «гримо», что означает «морщина». Гримеры работают в театрах, кино, на телевидении – везде, где необходимо создавать образы путем изменения внешности человека. Гример-постижер – специалист, обученный изготовлению париков, бород и других изделий из волос.
Гримеры – одна из тех профессий в сфере культуры, которая всегда остается за кадром, но имеет большое значение для каждого спектакля. Сегодня мы поговорим с Ириной Анатольевной Авуевой – художником-гримером Севастопольского театра юного зрителя.
- Ирина Анатольевна, как вы пришли к такой редкой профессии? Что вас вдохновило?
- Моя бабушка была художником, поэтому интерес к искусству и художественные способности у меня наследственные. Она привила мне и любовь к театру. Так я решила выбрать профессию художника театра и кино.
- Где вы обучались?
- Я училась в Одесском художественном училище имени Митрофана Борисовича Грекова в течение четырех лет. Педагоги были высшей квалификации, профессионалы высокого класса, они очень многому нас научили. Нас посещали многие актеры, читали курс лекций, например, приезжал Армен Борисович Джигарханян. При Советском Союзе было всего два таких училища – в Одессе и в Москве. Вместе со мной учились ребята из Перми, Якутии, Монголии. Кстати, на нашем курсе было только семь выпускников – вот такая редкая профессия.
- Расскажите о начале профессионального пути. В каком проекте впервые проявили свои таланты и навыки?
- Мы собирали экспедицию фильма «Дети капитана Гранта» на Одесской киностудии. Работали в постижерном цехе: шили каждый день по 10 пар усиков. Надеюсь, что они сыграли свою роль в составлении образов. Было очень увлекательно и интересно, работали с энтузиазмом.
Меня приглашали к сотрудничеству одесские театры. После учебы по распределению вместе с мужем я попала в Севастопольский Драматический театр им. Б. Лавренева Черноморского флота Российской Федерации. Муж мой, Борис Авуев, художник-бутафор, заслуженный работник культуры Республики Крым, проработал там 35 лет.
- Расскажите о своих рабочих инструментах. Они как-то изменились с годами?
- Конечно, все меняется, модернизируется, чтобы мастеру было и удобнее, и качественнее работать. Но вот что хочу отметить: помню, одна из педагогов говорила нам, если вы хотите сделать исторический грим, прическу, используйте инструменты того времени. И однажды один гример, уходя из Одесского оперного театра, предложил мне свои инструменты. Я была счастлива. До сих пор храню те две пары щипцов, которым больше 100 лет! Их подлинность подтверждена клеймом. На тех щипцах стоит клеймо мастера Марселя.
У меня есть металлический тресбанк, который сделал мне отец. Тресбанк – это две стойки, на которые натягивается трёхслойная нитка и из нее делается тресс. А из тресса шьют парики.
- Расскажите о своем опыте преподавателя.
- Шесть лет я работала в Севастопольском профессиональном художественном колледже, мы обучали визажистов. И в программу входил курс грима, постижа, история прически, парикмахерское дело и другие дисциплины. Мне всегда хотелось дать ученикам что-то новое, актуальное и интересное.
- Чем отличаются грим кино от театра?
- Театральный грим рассчитан на зрителя седьмого ряда. Поэтому и говорят «накрашен по театральному», это значит грубовато. А в кино грим более мягкий. В театре используется жировой традиционный грим, допускается профессиональная косметика. В кино используется косметика на спиртовой и акриловой основах. Грим театра и грим кино – это два разных направления.
Театральному гримеру нужно знать основы скульптуры, рисунка, живописи, перспективы, словом, быть художником. Ведь раньше, когда ставились спектакли, собирался специальный совет, на котором утверждались и принимались к работе эскизы грима. И я привыкла так работать. Для меня эскиз – это закон, особенно если грим портретный, это своего рода документ к спектаклю.
- Доводилось ли гримировать популярных личностей, актеров кино или театра?
- Гримировала Александра Демьяненко, исполнителя главной роли в известном фильме «Приключения Шурика». В памяти так много лиц… Довелось поработать с Алексеем Чадовым. Тогда под Ялтой, в 2004 году, проходили съемки фильма «9 рота».
Когда начала преподавать, редко получалось принимать участие в кинопроектах, поэтому я рекомендовала своих выпускниц. Таким образом, моим ученицам посчастливилось проявить свои способности в проекте «Викинг» и устроиться работать в Москве.
- Как вам работается в СевТЮЗе?
- Замечательно! Это уже не коллектив, а семья. Все творческие личности, все близко принимают к сердцу и радости, и печали. Здесь, среди коллег и друзей, я не чувствую своего возраста.
- Есть любимые роли или спектакли, где вы себя наиболее ярко смогли реализовать?
- Конечно. Наверное, так можно сказать о спектакле «Дракон бамбуковых островов» режиссера Ольги Ясинской. Он сам по себе очень динамичный. Заключительную сцену всегда смотрю из-за кулис. Очень нравятся спектакли Василия Заржецкого «2хПушкин = Выстрел + Барышня-крестьянка» и «Обломов». Сложные постановки для меня, как для гримера. Но настолько интересно!.. При работе над ними мы очень быстро приходили к общему понимаю, хотя в техническом плане мне приходилось основательно потрудиться. А в спектакле «Загадка Полесья» режиссера Рината Бекташева даже проводили эксперименты.
- Раскроете секрет?
- Есть в этом спектакле такой герой, Ярмола, человек злой, неприятный. Режиссер поставил задачу, чтобы он читался не просто как отрицательный герой, но еще и обыгрывались некоторые детали, которые визуально дополнят его отрицательный образ. Например, шрам на лбу. Его я изготовила из подручных материалов, в основе которых лежит обычная вата. А ведь зритель даже не догадывается, что он накладывается поверх кожи актера. Со стороны этот шрам выглядит « как родной».
- Что самое интересное в вашей профессии?
- Создавать образы. Ведь это как волшебство, как творить сказку. Все цеха, которые трудятся в театре, выступают вспомогательными службами для актеров. Мы должны дать совет, чем можно дополнить образ героя, чтобы подчеркнуть какие-то определенные характеристики. Сделать все, чтобы актер работал с полной отдачей, и ему было комфортно погрузиться в образ, сыграть свою роль.
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееУра! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …
ДетальнееНа осенних каникулах Севастопольский театр юного зрителя возобновляет акцию «билет за пятерки». Круглые отличники, то есть те ученики, которые закончили четверть с «пятерками» по всем …
Детальнее