ПАНТОМИМА – pantomimos – в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает всё. В этом театральном жанре актёры пользуются только мимикой и пластикой тела, создавая театральное представление без слов.
Истоки пантомимы восходят к языческим религиозным ритуалам. Как вид театра появилась в Римской империи в эпоху правления императора Октавиана Августа, в первые годы нашей эры.
В средневековье пантомима жила в искусстве странствующих мимов, жонглёров, скоморохов и менестрелей – необеспеченных людей. Поэтому и считалась искусством нищих, — как одна из возможностей заработать себе на жизнь.
Расцвет пантомимы произошел в XVI — XVII вв. в импровизационной комедии дель арте, театре бродячих итальянских актёров. Первой пантомимой стала бытовая (любовная) мелодрама, арлекинада. Позже арлекинада превратилась в излюбленный жанр французского балаганного театра. Ведь именно во Франции появился первый в мире театр пантомимы, основанный режиссером Этьеном де Кру. Несмотря на то, что сюжеты пантомимы напоминали притчи, «бессловесные разговоры, которые вели актёры, оказались не менее интересными, содержательными и убедительными, чем словесные диалоги». Это мнение Константина Станиславского свидетельствует о том, что пантомима стала полноправной формой театрального искусства.
Благодаря деятельности учеников де Кру, среди которых был и знаменитый актёр, мим Марсель Марсо, театры пантомимы появились во многих странах Европы и Америки.
В России истоками пантомимы стали святки, масленица, различные обряды (сватовство), а также, как и в Европе, балаганные ярмарочные театры и клоунада. Сегодня пантомима ассоциируется с именами клоунов Олега Попова и Леонида Енгибарова, которые на арене цирка не только веселили зрителей, но разыгрывали трогательные лиричные сценки.
Как и любое искусство, пантомиму разделяют на виды:
- классическая – представлена зрелищами античных Греции и Рима, соединяет действие, музыку и стихи;
- танцевальная – произошла из культуры первобытного общества, сохранилась в народных плясках многих народов;
- акробатическая – пришла из восточного театра, сочетается с прыжками, жонглированием;
- эксцентрическая – строится на комической ситуации с использованием гротескового реквизита.
Два последних вида пантомимы, акробатическая и эксцентрическая, активно используются в цирковых представлениях.
В Севастопольском театре юного зрителя есть спектакль, поставленный в жанре пантомимы, – «Малахитовая шкатулка», 12+. В этой постановке по сказу Павла Бажова, текст которого звучит фоном, актеры не произносят ни слова и для изображения происходящего используют пластику тела и грим.