Театр ad usum Delphini, или приводите детей в СевТЮЗ! / Новости / CевТЮЗ
Новости
9 сентября 2019 г.

Театр ad usum Delphini, или приводите детей в СевТЮЗ!

    В конце XVII века по поручению Людовика XIV был проделан титанический труд. Для дофина -- наследника французского престола -- его мудрые наставники составили многотомное издание греческих и римских классиков. Вот тогда-то родился этот термин -- "для использования дофином" (ad usum Delphini, как тогда писали на латинском языке). Составителям библиотеки античной классики король велел удалить из текстов все "нескромные пассажи" и пересказать доступнее и короче все "сложные места". Итогом общих усилий стало удобное для детского понимания изложение учебных дисциплин.

    Хотя в наши дни понятие "для использования дофином" приобрело несколько иронический оттенок, стоит оценить мудрость короля: взрослый человек, когда это ему будет необходимо, без труда обратится к высокоучёным текстам -- если в юном возрасте ознакомится с их адаптированным изложением. По этому принципу, кстати, изданы все детские энциклопедии и школьные учебники.

    Не наполнить сосуд, а зажечь факел! Не отвратить ребенка от постижения наук чем-то тяжеловесным, непонятным, сложным, но, адаптируя знания для детского или подросткового понимания и опыта, пробудить в учениках стремление узнавать и больше, и глубже.

    Игра: учимся чувствовать. Быстрее всего достигнет цели не тот, кто бежит, а тот, кто пустился в путь раньше, так говорили древние мудрецы. Общеизвестно, что более 80% полезной информации человек получает в возрасте до пяти лет. Для ребенка самый надежный способ приобрести новые знания -- игра. Игра -- это театр. Тот самый театр "для использования дофином", а проще говоря -- ТЮЗ! Малыш в театре не отрешенный созерцатель. Он активный участник событий, даже если действие спектакля разворачивается только на сцене и не переносится в зал. Ребенок в театре переживает богатейшую гамму чувств, "тренирует" их. Он сострадает, сопереживает, сочувствует, радуется и негодует, грустит и смеётся.  Главное -- маленький зритель считает победу добра над злом своей собственной, выстраданной и заслуженной победой. И разве это не так?

    Игра развивает опыт и социальные навыки, сказка -- память, речь, воображение. Игра в соединении со сказкой, так, пожалуй, можно назвать детский спектакль. Театр -- огромный волшебный мир, где находится место всем, малышам и взрослым. Театр это ещё и праздник, а каждый праздник требует некоторой подготовки, особенно если ребёнок переступает порог театра впервые. Театр своё доброе дело сделает, но очень многое зависит от того, как взрослые подготовят малыша, от нарядного костюма до психологического настроя: ваши маленькие "дофины" должны знать -- взрослые рядом.

    Не стоит проводить слишком смелые эксперименты со своими детьми. Всё, конечно, очень индивидуально, но, по общему мнению, приучать малыша к театру до двух с половиной - трех лет рановато. Ad usum Delphini -- это как у медиков великая заповедь "не навреди!", только в вопросах воспитания и обучения.

    Севастопольский театр юного зрителя имеет в своем творческом арсенале исключительно богатый и разнообразный выбор сказочных спектаклей, на любой вкус.  Здесь и народная сказка, и классика, и сказочные пьесы современных авторов. И если мы сегодня говорим о театре "для использования дофином", то родителям и воспитателям остается лишь внимательнее смотреть и учитывать возрастную маркировку.

    Учитываем возраст. Что взрослым следует знать о возрастной маркировке спектаклей? Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ предусматривает следующие градации: 0+, 6+, 12+,16+, 18+. Каких-то четко сформулированных и жестких критериев нет; совершенно ясно, что ориентироваться нужно именно на принцип "для пользования дофином" -- будет ли это близко, понятно и нужно ли это в данный момент видеть и знать вашему обожаемому чаду. Вполне возможно, что родителю или воспитателю, который ведет своего ребенка на спектакль с более взрослой маркировкой, следует быть готовым объяснить то, что окажется для юного зрителя не совсем понятным.

    Прислушаемся к словам одного из создателей и реформаторов русского театра Константина Сергеевича Станиславского: "Не будем говорить, что театр -- школа. Нет, театр развлечение. Нам невыгодно упускать из рук этого важного для нас элемента. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться. Но вот они пришли, мы за ними закрыли двери, напустили темноту и можем вливать им в душу всё, что захотим". Это, заметьте, мэтр говорит о взрослом зрителе. В театре "для использования дофином" -- в ТЮЗе -- мы должны "вливать в душу" нашим зрителям только то, что эту душу просветит и наполнит, а разум укрепит и разовьёт.

    Театр: учимся думать. Особое место в репертуаре СевТЮЗа занимают спектакли по произведениям русской классики, изучение которой предусмотрено школьной программой по литературе. При этом совершенно ясно, что именно здесь принцип "для использования дофином" приобретает исключительное значение. Классическое произведение в ТЮЗе и во "взрослом" театре будут ставиться по-разному. Для театра, работающего для наших "дофинов", важно сохранить текст и замысел автора, поэтому у нас очень осторожны с модернистскими изысками.

    НЕ ЧИТАЮТ -- этот набат давно несется над крышами наших школ. Согласитесь, привести подростка в театр на спектакль по школьной программе проще, чем заставить его прочитать книгу или учебник. И когда мы слышим от юных зрителей "надо же, а Гоголь -- это реально интересно", или "а мне жаль Обломова!", или "почему же Ася не убежала с любимым человеком?" -- знаем, что принцип, уже здесь многократно названный и повторенный, рано или чуть позже непременно сработает: ученик пойдёт от доступного к сложному, и рука его непременно потянется к книге!

    Сергей Образцов, волшебник кукольного театра и замечательный педагог, как-то произнес слова, очень любимые в СевТЮЗе: "Глаз сильнее уха". Театр -- синтетическое искусство, где идея драматурга воплощена трудом режиссера,  игрой актеров, звуком, светом, костюмами и декорациями, музыкой, хореографией.  Воистину так: лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать -- очень часто именно театральный спектакль становится одним из самых ярких детских воспоминаний, которое человек, взрослея, проносит через всю жизнь!

    Мы не знаем, как и когда сработает гегелевский закон перехода количественных изменений в качественные. Сколько раз нужно ударить по мячу, чтобы стать хорошим футболистом? Сколько хороших спектаклей надо увидеть и пропустить через себя, чтобы стать культурным человеком? Точно не скажет никто. Но тот, кто не прыгает, никогда не перепрыгнет -- исходим из этой аксиомы.

    Безусловно важно, чтобы "культурные нормативы для школьников", введение которых инициировали Министерство культуры и Министерство просвещения, не превратились в формализм, головную боль для учителей и родителей и нудную "обязаловку" для детей. При этом либеральная общественность уже подняла волну под лозунгом "Нет принудительному "окультуриванию!" Кстати, одним из аргументов против "культурных нормативов" является якобы совершённое покушение на свободное время школьника, которого "почти нет". Странный и лукавый довод -- или кому-то нужно, чтобы наши "дофины" держались подальше от очагов культуры?  Гораздо весомее представляется мнение замечательного ученого и просветителя Сергея Капицы : "Культуру надо насаждать! Даже силой... Иначе всех нас ждет крах" (См. "АиФ" от 13.02. 2008 г.).

    Да, есть в этой фразе Сергея Петровича известный полемический перегиб, и, что совершенно ясно, насильно мил не будешь -- это касается и театра в том числе. Только для того, чтобы понять, что театр не нравится, нужно хотя бы две-три постановки увидеть. А в СевТЮЗе репертуар подобран так, что КАЖДЫЙ зритель, ребенок и взрослый, непременно найдет своё -- близкое, понятное, заветное.

    Имя на афише. О сказках уже говорили. Классика? Только имена авторов: Денис Фонвизин, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Куприн, а ещё Николай Некрасов, Антон Чехов, Аркадий Аверченко, Леонид Зорин...  В открывшемся 32-м сезоне к этому блестящему обществу добавится Фёдор Достоевский, "Идиот"; будет восстановлена "Васса" Максима Горького, уже удостоившаяся высоких театральных наград. Или вам хочется смелых изысков? Смотрите "Прометея прикованного", это Эсхил, высокая античная трагедия, или "Урода", это современная западноевропейская драматургия, хлёсткая сатира (если позволяет возраст) -- афиша СевТЮЗа богата, как палитра настоящего художника. Понятно, что многим подросткам более интересны жизнь и проблемы их ровесников и современников, чем страсти давно минувших времен. Севастопольский театр юного зрителя стремится учитывать интересы своих зрителей: уже 13 сентября -- премьера спектакля "Лайк или дислайк" по мотивам пьесы Михаила Бартенева, как раз для современных подростков, о подростках, ещё и в исполнении самых молодых актеров театра.

… В начале разговора мы вспомнили опыт прославленного французского короля (кстати, получившего корону в пять лет, но лишенного должных и образования, и воспитания), который очень хотел, чтобы его наследник, дофин, вырос высокообразованным, истинно культурным человеком. Скажите, чем наши дети хуже французского дофина?

 

Игорь Азаров, завлит СевТЮЗа.

Поделиться

Ещё новости