Всероссийская акция «Ночь искусств» — 3 ноября в СевТЮЗ!
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееМногим, наверное, с детства памятны печальные строки:
Из вереска напиток
Забыт давным-давно,
А был он слаще мёда,
Пьянее, чем вино…
Баллада «Вересковый мёд»! Говорят, что переводы Самуила Маршака часто превосходят авторский текст – так получилось даже с сонетами Шекспира, что уж говорить о Стивенсоне, который сам не слишком серьёзно относился к своей поэзии. Кстати, в подлиннике речь идет о пиве – пикты варили вересковый эль, а не мёд…
Роберт Льюис Стивенсон (13. 11. 1850 – 03. 12. 1894), очень болезненный долговязый шотландец, вечный странник, неутомимый писатель и рассказчик, рано обнаружил тягу к сочинительству. Проболев всё своё детство, он много читал и фантазировал. В 1866 году его отец, чтобы поддержать вечно хворающего сына, на свои деньги выпустил тиражом в 100 экземпляров первый труд своего отпрыска – брошюру «Пентландское восстание. Страница истории. 1666 год». Конечно, это издание тогда никого не заинтересовало, но почин был сделан.
Юный Стивенсон сначала честно двинулся по стопам отца – инженера, строителя маяков; он даже получил в 1871 году серебряную медаль за работу «Новый вид проблескового огня для маяков». Можно не сомневаться, что без отцовской помощи и в этом случае не обошлось. Но со всей очевидностью линия потомственных инженеров обрывалась: Роберт Льюис Стивенсон перешел на юридический факультет Эдинбургского университета, который и окончил в 1875 году. Впрочем, юристом он тоже не стал. Для начала будущий классик отправился путешествовать по Франции и Бельгии. Там судьба свела его с американкой Фэнни Осборн, она была на десяток лет старше Роберта и уже имела двух детей от первого брака. Путешествие в Америку, в трюме корабля, едва не стоило Стивенсону жизни. В конце концов снова вмешивается заботливый отец, оплативший сыну и его новой семье дорогу в Англию – первым классом, кстати. Особо заметим, что Стивенсон не был повесой и бездельником! Он постоянно писал! И слава пришла к нему. Слава прижизненная и вполне заслуженная.
Роман «Остров сокровищ» (написанный в соавторстве с пасынком и вышедший в свет под псевдонимом «Капитан Джордж Норт») печатался сначала в детском журнале и не был замечен. Но в 1883 году «Остров сокровищ» издали отдельной книгой – и это уже был подлинный прорыв. Книгу в самом деле рвали из рук. Премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон, лидер партии вигов, рассказывал друзьям, что зачитывался романом Стивенсона далеко за полночь.
Большая удача окрылила писателя, но здоровье его оставляло желать много лучшего. Физические страдания и глубокая депрессия нашли свой литературный выход – в 1886 году Стивенсон издает книгу «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», которая имела феноменальный успех. А успех – это деньги, материальная независимость. Кроме солидных гонораров, писатель получает и наследство – 23000 фунтов, по тем временам, весьма приличная сумма. Стивенсон с семьей перебирается в Океанию, на острова Самоа. Строит себе в деревушке Ваилима славный двухэтажный особняк и очень много работает. С местными жителями шотландец поддерживает самые теплые отношения, полинезийцы называют его Тузитала, то есть «сказитель», «рассказчик»…
Смерть застала 44-летнего Стивенсона, когда он писал роман «Уир Герместон»; специалисты уверяют, что в законченном виде это произведение стало бы шедевром мировой литературы. Но увы…
На могиле Стивенсона написано: «Моряк вернулся из морей домой, охотник с гор вернулся домой, он там, куда шёл давно».
Экранизации произведений Роберта Льюиса Стивенсона всем хорошо знакомы: «Остров сокровищ», к примеру, у нас становился фильмом трижды – в 1937, 1971 и 1982 годах, причем с привлечением самых замечательных артистов. А в 1988 году на студии
«Киевнаучфильм» снял свой знаменитый мультипликационный сериал «Остров сокровищ» Давид Черкасский. И, конечно, все любят фильм с Олегом Далем и Донатасом Банионисом «Приключения принца Флоризеля» (премьера состоялась в 1981 году, авторы назвали свой труд «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы»).
Конечно, не прошел мимо творчества Роберта Льюиса Стивенсона и театр – детский и музыкальный.
Так, в сентябре 1996 года спектакль «Остров сокровищ» показывал московский театр им. А.С. Пушкина, а концертный зал «Измайлово» поставил мюзикл с тем же названием.
В 2014 году московский Театр наций предложил своим зрителям поэтическую постановку «Детский сад цветов»: именно так назывался один из стихотворных сборников Роберта Льюиса Стивенсона.
Литературоведы называют шотландского классика неоромантиком – Стивенсон проповедовал принципы «мужественного оптимизма», изображал «соединение правды жизни с идеальным представлением о ней», «обнаруживал необыкновенное в повседневной действительности». Может быть, всем нам сегодня не хватает именно этого?
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееУра! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …
ДетальнееНа осенних каникулах Севастопольский театр юного зрителя возобновляет акцию «билет за пятерки». Круглые отличники, то есть те ученики, которые закончили четверть с «пятерками» по всем …
Детальнее