Сторителлинг — «новое веяние» с очень древними корнями / Новости / CевТЮЗ
Новости
23 января 2020 г.

Сторителлинг — «новое веяние» с очень древними корнями

    Представьте, что вы продаете сэндвичи. Конечно, можно говорить о качестве продуктов, свежести, вкусовых достоинствах, цене. Но можно рассказать о завзятом картёжнике англичанине Джоне Монтегю, 4-м графе Сэндвиче, занимавшем в середине XVIII века пост первого лорда Адмиралтейства. Чтобы не отрываться от игры и не пачкать пальцы, он приказал подавать ему плоский ломоть мяса, положенный между двумя поджаренными тостами. Вот такой импровизированный «картёжный» бутерброд мы теперь и именуем «сэндвич» — по звучному титулу его изобретателя. Проверено практикой — именно указанный ход даст вам заметный прирост продаж. И этот маркетинговый прием как раз называется сторителлинг.

    Storytelling — «рассказывание историй, способ передачи информации и смыслов через рассказывание историй». Таким образом, гениальный слепец Гомер, рассказывавший публике свои «Илиаду» и «Одиссею» (записали эти тексты гораздо позже, когда их автор представлялся почти легендой), был предтечей сторителлинга. Как мы понимаем, ему приходилось изображать и богов, и героев, и самых обычных людей — стариков и детей, мужчин и женщин. При этом Гомер не переставал быть Гомером. Сказка, притча, миф, легенда — прекрасный материал для сторителлинга.

    Иисус Христос, поучая своих учеников и последователей, рассказывал притчи. И это уже был классический сторителлинг.

    В наши дни сторителлинг называют «маркетинговым ходом» больше, как говорится, по старой памяти. Сторителлинг уверенно завоевывает театральную сцену.

    Две цитаты в пояснение.

  • «Это не жанр… это приём, формат общения с аудиторией, искусство, если хотите, но не жанр».
  • «Сторителлинг может быть с костюмами, реквизитом, музыкой — и без них. С одним артистом и со многими. С интерактивом и без интерактива.

    С откровенным вовлечением в рассказ личных историй артиста — и основанным полностью на классическом материале. С утвержденным текстом — и допускающим широчайшую импровизацию.

    Ориентированным на детей и на взрослых… Есть человек — и есть желание рассказывать историю, сделать театр во что бы то ни стало, как бы он ни назывался».

    Стоит добавить, что сторителлинг — не только история (текст), но и мастерство ее преподнесения (показ, рассказ) слушателю, зрителю. Очень точно высказался режиссер Андрей Розин: «В сторителлинге главное — это рассказывающий. Личность рассказчика — главный ингредиент хорошей истории».

    Сторителлинг — это всегда история с сюжетом, рассказанная очень простым и ясным языком, рассчитанная на эмоциональное восприятие. Актер не играет, а рассказывает историю своего героя, не вживается в образ, а показывает его. Это, конечно, не психологический театр К.С. Станиславского, это ближе к театру Бертольда Брехта и Михаила Чехова.

    Севастопольский театр юного зрителя никогда не почивал на лаврах, не держался каких-то застывших «единственно верных» методов и форм — это был бы творческий тупик. Ближайшие премьеры февраля и марта — следите за афишей — будут хорошим доказательством плодотворности наших творческих поисков. И не последнее место в этих поисках занимает сторителлинг — «новое веяние» с очень древними корнями.

Поделиться

Ещё новости