Сторителлинг — «новое веяние» с очень древними корнями / Новости / CевТЮЗ
Новости
23 января 2020 г.

Сторителлинг — «новое веяние» с очень древними корнями

    Представьте, что вы продаете сэндвичи. Конечно, можно говорить о качестве продуктов, свежести, вкусовых достоинствах, цене. Но можно рассказать о завзятом картёжнике англичанине Джоне Монтегю, 4-м графе Сэндвиче, занимавшем в середине XVIII века пост первого лорда Адмиралтейства. Чтобы не отрываться от игры и не пачкать пальцы, он приказал подавать ему плоский ломоть мяса, положенный между двумя поджаренными тостами. Вот такой импровизированный «картёжный» бутерброд мы теперь и именуем «сэндвич» — по звучному титулу его изобретателя. Проверено практикой — именно указанный ход даст вам заметный прирост продаж. И этот маркетинговый прием как раз называется сторителлинг.

    Storytelling — «рассказывание историй, способ передачи информации и смыслов через рассказывание историй». Таким образом, гениальный слепец Гомер, рассказывавший публике свои «Илиаду» и «Одиссею» (записали эти тексты гораздо позже, когда их автор представлялся почти легендой), был предтечей сторителлинга. Как мы понимаем, ему приходилось изображать и богов, и героев, и самых обычных людей — стариков и детей, мужчин и женщин. При этом Гомер не переставал быть Гомером. Сказка, притча, миф, легенда — прекрасный материал для сторителлинга.

    Иисус Христос, поучая своих учеников и последователей, рассказывал притчи. И это уже был классический сторителлинг.

    В наши дни сторителлинг называют «маркетинговым ходом» больше, как говорится, по старой памяти. Сторителлинг уверенно завоевывает театральную сцену.

    Две цитаты в пояснение.

  • «Это не жанр… это приём, формат общения с аудиторией, искусство, если хотите, но не жанр».
  • «Сторителлинг может быть с костюмами, реквизитом, музыкой — и без них. С одним артистом и со многими. С интерактивом и без интерактива.

    С откровенным вовлечением в рассказ личных историй артиста — и основанным полностью на классическом материале. С утвержденным текстом — и допускающим широчайшую импровизацию.

    Ориентированным на детей и на взрослых… Есть человек — и есть желание рассказывать историю, сделать театр во что бы то ни стало, как бы он ни назывался».

    Стоит добавить, что сторителлинг — не только история (текст), но и мастерство ее преподнесения (показ, рассказ) слушателю, зрителю. Очень точно высказался режиссер Андрей Розин: «В сторителлинге главное — это рассказывающий. Личность рассказчика — главный ингредиент хорошей истории».

    Сторителлинг — это всегда история с сюжетом, рассказанная очень простым и ясным языком, рассчитанная на эмоциональное восприятие. Актер не играет, а рассказывает историю своего героя, не вживается в образ, а показывает его. Это, конечно, не психологический театр К.С. Станиславского, это ближе к театру Бертольда Брехта и Михаила Чехова.

    Севастопольский театр юного зрителя никогда не почивал на лаврах, не держался каких-то застывших «единственно верных» методов и форм — это был бы творческий тупик. Ближайшие премьеры февраля и марта — следите за афишей — будут хорошим доказательством плодотворности наших творческих поисков. И не последнее место в этих поисках занимает сторителлинг — «новое веяние» с очень древними корнями.

Поделиться

Ещё новости

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»
11 июня 2025 г.

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман» Севастопольский театр юного зрителя с блеском представил наш город на III Международном фестивале национальных театров «Байкальский …

Детальнее