Всероссийская акция «Ночь искусств» — 3 ноября в СевТЮЗ!
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееСовсем недавно на просторах Интернета наткнулся на подборку "10 самых ужасных советских мультфильмов" (кто их выбирал, по каким критериям — сие неведомо), в числе которых оказался и один из моих самых любимых — чудесный музыкальный мультик "Шкатулка с секретом". Его в 1976 году выпустил режиссер Валерий Угаров, работавший по мотивам сказки Владимира Одоевского "Городок в табакерке". Трудно сказать, понравился бы этот мультфильм самому князю. Моих же сверстников мультик, помнится, зачаровывал, и уж точно никто никто из них не назвал бы его "ужасным".
Князь Владимир Федорович Одоевский (11 или 13 августа 1804 - 11 марта 1869) был, видимо, самым знатным из всех русских писателей — природный Рюрикович, отпрыск одной из старших ветвей этой прославленной династии. Для сравнения: Толстые, получившие графский титул лишь в 1724 году, на фоне Одоевских — совершеннейшее простонародье.
Впрочем, наш герой никогда не был ни богат, ни спесив, и некоторые важные господа, завидовавшие родовитости Одоевского, удивлялись его скромности и добродушию. Удивительного же во Владимире Федоровиче в самом деле было много! Кажется, он не достиг каких-то впечатляющих вершин лишь потому, что слишком многое ему было интересно, слишком уж он, как бы сказали сейчас, "распылялся". Друзья называли Владимира Федоровича "алхимико - музыко - философско - фантастическим сиятельством". Здесь нет никакого преувеличения: первой страстью князя была химия, второй — музыка, он считается одним из основоположников русского музыкознания. Как мыслитель и литератор всю жизнь Одоевский находился под огромным влиянием немецких романтиков — философа Ф. Шеллинга и замечательного сказочника, мистика, фантазера Э.Т.А. Гофмана. Свои сказки и романические новеллы Владимир Федорович начал писать как подражатель, но очень скоро нашел и свой путь, и свой стиль, и свой неповторимый язык.
Нужно сказать, что князь Одоевский, не имея обширных поместий и тысяч крепостных душ, всю жизнь провел на государственной службе, увенчав карьеру звездами Станислава и Анны, высоким придворным рангом гофмейстера и чином сенатора.
Он был близок к группе интеллектуалов, которых собрала вокруг себя великая княгиня Елена Павловна, вдова родного дядюшки императора Александра II, дама влиятельная, прекрасно образованная и энергичная. Ни одно доброе начинание в России тех лет не обходилось без ее участия и содействия. Отмена крепостного права, смягчение цензурного гнета, судебная и тюремная реформы, прославившие эпоху Александра Освободителя, готовились и тщательно обговаривались именно в кружке Елены Павловны. И князь Одоевский вечно был в разъездах и хлопотах: строил и открывал богадельни, больницы, школы, музеи, продвигал молодые таланты — именно он первым заметил редкий дар Николая Римского-Корсакова и Петра Чайковского!
Достаточно просто перечислить фамилии тех, кто был связан с Владимиром Федоровичем Одоевским дружбой или добрым знакомством: Пушкин, Крылов, Жуковский, Лермонтов, Гоголь, Белинский, Достоевский, Тютчев, Фет, Тургенев, Гончаров, Толстой, Глинка, Берлиоз, Лист, Даргомыжский, Чайковский... И целый ряд других, менее известных, но славных имен.
При всей этой исключительно насыщенной служебной, придворной и общественной деятельности Одоевский находил время для литературных занятий. Достаточно будет сказать лишь о его замечательных сказках, которые очень высоко оценили Николай Васильевич Гоголь и Владимир Иванович Даль. Особый успех выпал на долю написанных Одоевским "Грамоток дедушки Иринея" и "Пестрых сказок Иринея Гамозейки." Не склонный зря расточать похвалы Виссарион Белинский писал: "В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций. Узнав его, с ним не расстанутся и взрослые".
Примечательно, что сказочное наследие князя Одоевского, казалось бы, подзабытого, востребовано современным юным зрителем!
В 2010 году московский Центральный театр кукол им. С.Образцова осуществил постановку сказки "Царь-девица", которую Одоевский сочинил "для кукол" еще в 1837 году, но она была наглухо забыта, считалась утраченной и никогда не видела сцены.
А 20 декабря 2018 года Театр кукол Удмуртии порадовал своих зрителей премьерой спектакля по сказке Одоевского "Мороз Иванович" (сюжет, близкий к сказке "Морозко") — о том, как Рукоделица и Ленивица были вознаграждены Морозом Ивановичем в соответствии со своими нравом и усердием.
Для зрителей постарше в московском драматический театре "АпАРТе" поставили спектакль "Страшные сказки" — по фантастическим повестям русских романтиков XIX века -- В.Одоевского, А. Погорельского, А.Пушкина и В.Титова. Одоевский "пригодился" театру повестью "Орлахская крестьянка".
Так что, князь Владимир Федорович, творчество вашего сиятельства остаётся с нами!
Игорь Азаров, завлит СевТЮЗа
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееУра! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …
ДетальнееНа осенних каникулах Севастопольский театр юного зрителя возобновляет акцию «билет за пятерки». Круглые отличники, то есть те ученики, которые закончили четверть с «пятерками» по всем …
Детальнее