Самый сказочный князь. Владимиру Одоевскому — 215 лет / Новости / CевТЮЗ
Новости
12 августа 2019 г.

Самый сказочный князь. Владимиру Одоевскому — 215 лет

Совсем недавно на просторах Интернета наткнулся на подборку "10 самых ужасных советских мультфильмов" (кто их выбирал, по каким критериям — сие неведомо), в числе которых оказался и один из моих самых любимых — чудесный музыкальный мультик "Шкатулка с секретом". Его в 1976 году выпустил режиссер Валерий Угаров, работавший по мотивам сказки Владимира Одоевского "Городок в табакерке". Трудно сказать, понравился бы этот мультфильм самому князю. Моих же сверстников мультик, помнится, зачаровывал, и уж точно никто никто из них не назвал бы его "ужасным".

Князь Владимир Федорович Одоевский (11 или 13 августа 1804 - 11 марта 1869) был, видимо, самым знатным из всех русских писателей — природный Рюрикович, отпрыск одной из старших ветвей этой прославленной династии. Для сравнения: Толстые, получившие графский титул лишь в 1724 году, на фоне Одоевских — совершеннейшее простонародье.

Впрочем, наш герой никогда не был ни богат, ни спесив, и некоторые важные господа, завидовавшие родовитости Одоевского, удивлялись его скромности и добродушию. Удивительного же во Владимире Федоровиче в самом деле было много! Кажется, он не достиг каких-то впечатляющих вершин лишь потому, что слишком многое ему было интересно, слишком уж он, как бы сказали сейчас, "распылялся". Друзья называли Владимира Федоровича "алхимико - музыко - философско - фантастическим сиятельством". Здесь нет никакого преувеличения: первой страстью князя была химия, второй — музыка, он считается одним из основоположников русского музыкознания. Как мыслитель и литератор всю жизнь Одоевский находился под огромным влиянием немецких романтиков — философа Ф. Шеллинга и замечательного сказочника, мистика, фантазера Э.Т.А. Гофмана. Свои сказки и романические новеллы Владимир Федорович начал писать как подражатель, но очень скоро нашел и свой путь, и свой стиль, и свой неповторимый язык.

Нужно сказать, что князь Одоевский, не имея обширных поместий и тысяч крепостных душ, всю жизнь провел на государственной службе, увенчав карьеру звездами Станислава и Анны, высоким придворным рангом гофмейстера и чином сенатора.

Он был близок к группе интеллектуалов, которых собрала вокруг себя великая княгиня Елена Павловна, вдова родного дядюшки императора Александра II, дама влиятельная, прекрасно образованная и энергичная. Ни одно доброе начинание в России тех лет не обходилось без ее участия и содействия. Отмена крепостного права, смягчение цензурного гнета, судебная и тюремная реформы, прославившие эпоху Александра Освободителя, готовились и тщательно обговаривались именно в кружке Елены Павловны. И князь Одоевский вечно был в разъездах и хлопотах: строил и открывал богадельни, больницы, школы, музеи, продвигал молодые таланты — именно он первым заметил редкий дар Николая Римского-Корсакова и Петра Чайковского!

Достаточно просто перечислить фамилии тех, кто был связан с Владимиром Федоровичем Одоевским дружбой или добрым знакомством: Пушкин, Крылов, Жуковский, Лермонтов, Гоголь, Белинский, Достоевский, Тютчев, Фет, Тургенев, Гончаров, Толстой, Глинка, Берлиоз, Лист, Даргомыжский, Чайковский... И целый ряд других, менее известных, но славных имен.

При всей этой исключительно насыщенной служебной, придворной и общественной деятельности Одоевский находил время для литературных занятий. Достаточно будет сказать лишь о его замечательных сказках, которые очень высоко оценили Николай Васильевич Гоголь и Владимир Иванович Даль. Особый успех выпал на долю написанных Одоевским "Грамоток дедушки Иринея" и "Пестрых сказок Иринея Гамозейки." Не склонный зря расточать похвалы Виссарион Белинский писал: "В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций. Узнав его, с ним не расстанутся и взрослые".

Примечательно, что сказочное наследие князя Одоевского, казалось бы, подзабытого, востребовано современным юным зрителем!

В 2010 году московский Центральный театр кукол им. С.Образцова осуществил постановку сказки "Царь-девица", которую Одоевский сочинил "для кукол" еще в 1837 году, но она была наглухо забыта, считалась утраченной и никогда не видела сцены.

А 20 декабря 2018 года Театр кукол Удмуртии порадовал своих зрителей премьерой спектакля по сказке Одоевского "Мороз Иванович" (сюжет, близкий к сказке "Морозко") — о том, как Рукоделица и Ленивица были вознаграждены Морозом Ивановичем в соответствии со своими нравом и усердием. 
Для зрителей постарше в московском драматический театре "АпАРТе" поставили спектакль "Страшные сказки" — по фантастическим повестям русских романтиков XIX века --  В.Одоевского, А. Погорельского, А.Пушкина и В.Титова. Одоевский "пригодился" театру повестью "Орлахская крестьянка".

Так что, князь Владимир Федорович, творчество вашего сиятельства остаётся с нами! 

Игорь Азаров, завлит СевТЮЗа
 

Поделиться

Ещё новости

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»
11 июня 2025 г.

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман» Севастопольский театр юного зрителя с блеском представил наш город на III Международном фестивале национальных театров «Байкальский …

Детальнее