«Русская свирель». Сергею Есенину – 125 лет / Новости / CевТЮЗ
Новости
3 октября 2020 г.

«Русская свирель». Сергею Есенину – 125 лет

«Восхитительный хрупкий рояль – Блок. Гулкий полковой барабан, назойливый бубен – Маяковский. Сладкозвучная русская свирель – Есенин … Слишком щедро одарены Богом и вызывающе ярки для этих суровых и одноцветных, злых времен. Не удивлюсь, если все трое очень плохо кончат, погибнут», – так в 1919 году записал в своем дневнике их ныне наглухо забытый современник, провинциальный журналист и литератор Н. Загрядский. Это были пророческие слова… Кстати, еще два слова о «музыкальных инструментах». Есенина при жизни часто называли «Божья дудка». Как инструмент высших творящих сил. Пожалуй, нечто подобное говорили еще только о Моцарте.

Сергей Александрович Есенин (03.10. (21.09. 1895) – 28.12. 1925), крестьянский сын с Рязанщины, сначала помощник купца в мясной лавке, затем работник в типографии, военный санитар, без систематического образования. Ну что могло бы предвещать всемирную славу? В 1914 году детский журнальчик «Мирок» опубликовал стихотворение «Береза», почему-то Есенин подписал его «античным» псевдонимом Аристон. А уже в 1916 году выходит сборник «Радуница», который принес юному автору всеобщее внимание, искренний интерес, явный успех.

Имажинизм – так называли направление, к которому принадлежал ранний Есенин. Гремучая смесь символизма и футуризма с анархическими мотивами и откровенным эпатажем. Сергей Александрович очень быстро «перерос» имажинизм, как взрослый человек вырастает из своей детской одежды. Ему было тесно в любых рамках. «В годы революции, – признается Есенин, – был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Но очень скоро и сам Сергей Александрович поймет, что со своим «крестьянским уклоном» он плохо вписывается в новую «пролетарскую» политическую реальность.

В грозы и бури,

В житейскую стынь,

При тяжких утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым – Самое высшее в мире искусство.

При этом оставаться «улыбчивым и простым» поэту оказалось непросто. Он не был счастлив в любви. Политически считался неблагонадежным, друзья слишком часто оказывались не теми, за кого себя выдавали. Великий поэт, голос русского народа, Есенин потерял себя и погиб. Загадка его смерти велика и не отпускает нас. Отсылаю желающих узнать больше к книгам Ирины Лобусовой («Тайны нераскрытых убийств великих писателей», 2012 г.) и Льва Лурье («22 смерти, 63 версии», 2015 г.).

Пронзительными словами на смерть Есенина откликнулся Алексей Толстой: «Умер великий национальный поэт… Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорел перед нами… Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. Считаю, что нация должна надеть траур по Есенину».

Чем же так дорога нам поэзия Сергея Есенина? Чувством Родины, бесконечной верностью русской земле. «Ищите родину, иначе все написанное вами будет собаке под хвост» – этот совет гения начинающим поэтам не утратил актуальности и в наши времена, может быть, как раз напротив. И неизменно святы для нас есенинские строки:

Но и тогда,

Когда по всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, –

Я буду воспевать всем существом в поэте Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Поделиться

Ещё новости

В СевТЮЗе состоялась премьера сказки "Золотой ключик или приключения Буратино"
28 октября 2024 г.

В СевТЮЗе состоялась премьера сказки "Золотой ключик или приключения Буратино"

Ура! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …

Детальнее