Всероссийская акция «Ночь искусств» — 3 ноября в СевТЮЗ!
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееНикуда не уйдем мы от этих слов: мог бы дожить. Видимо, все-таки не мог, раз не дожил... Василий Макарович Шукшин (25.07. 1929 - 2.10. 1974) был одарен талантами с необычайной щедростью: писатель и сценарист, актер и режиссер.
"Какими только посторонними делами не обременяла его действительность -- пишет о Шукшине литератор Вячеслав Пьецух, -- и в колхозе-то он работал, и на флоте служил, и в автотехникуме учился, и в школе преподавал, и в фильмах снимался... и всё бесконечно мотался вдоль и поперёк нашего государства, пока не упёрся в то справедливое убеждение, что его единственное и естественное предназначение -- это литература, что его место -- это рабочий стол, что его инструмент -- это шариковая ручка и тетрадь за три копейки".
Тот же Пьецух полагал, что Василий Шукшин -- "последний гений русской литературы". При этом сегодня можно найти и иное мнение. Сравнивают двух ровесников -- Шукшина и Пикуля. Указывают, что писатель Валентин Саввич и сейчас интересен и читаем, а писатель Василий Макарович остался все-таки героем своего времени. Видимо, потому что это "своё время" у Шукшина было так коротко: он ушёл в сорок пять лет...
...В 1969 году Шукшин завершил работу над романом "Я пришел дать вам волю" -- о Степане Разине, который был его кумиром с подросткового возраста. ("Разин для меня -- вся жизнь"). Автор передал рукопись в самый авторитетный и читаемый литературный журнал -- "Новый мир". Но Александр Трифонович Твардовский, главный редактор, с ответом явно не спешил. Тогда Шукшин опубликовал роман о Разине в журнале "Сибирские огни." Это уже был 1971 год, а в 1974 году в издательстве "Советский писатель" роман "Я пришел дать вам волю" был издан отдельной книгой. Что примечательно: маститые литераторы произведение Шукшина приняли весьма прохладно, в то же время такие именитые историки, как А.Зимин, В. Пашуто, С. Шмидт и А. Сахаров, оказались на стороне Василия Макаровича.
Сам Шукшин грезил экранизацией своего романа о Разине, естественно, предполагая сыграть заглавную роль. Большое кинематографическое начальство долго колебалось. В итоге было поставлено условие: Шукшин приступит к съемкам фильма "Я пришел дать вам волю" сразу после того, как сыграет в фильме Сергея Федоровича Бондарчука "Они сражались за Родину". Стоит ли говорить, что эту идею подал руководству сам Бондарчук. Деталь: у Василия Макаровича как раз обострилась язвенная болезнь желудка, и Бондарчук организовал ему осмотр и консультации в самой главной больнице страны, так называемой "кремлёвке". Тогда же, среди прочего, Шукшину сделали и электрокардиограмму -- сердце было в полном порядке. Запомним эту деталь.
До окончания съемок фильма "Они сражались за Родину" оставалось два дня.. Съемки проходили в донской станице Клетская, и актеры с большим комфортом разместились на борту теплохода "Дунай", превращенного на время в импровизированную гостиницу. Накануне хорошо "посидели" и легли поздно; 2 октября 1974 года, около десяти утра, Георгий Бурков пошел будить друга -- Василия Шукшина. Тот спал. Или не спал? Во всяком случае, Бурков испугался. И вернулся в каюту Шукшина уже с другим актером, Николаем Губенко. Василий Макарович был мертв.
Загадка смерти Шукшина, безусловно, существует. Все публикации на сей счет, с которыми мне удалось ознакомиться, восходят к единому первоисточнику -- к изысканиям известного мастера биографического жанра Федора Раззакова. О насильственной смерти Василия Шукшина говорили и Георгий Бурков, и Александр Панкратов- Черный, и Лидия Федосеева-Шукшина. Какие-то двусмысленные намеки делал и Сергей Бондарчук. Раззаков постарался собрать эту мозаику.
Картина выглядит так. Бурков и Губенко нашли тело Шукшина полностью одетым, в скрюченном положении. Хотя иллюминатор был закрыт, бумаги покойного оказались на полу -- словно в них что-то поспешно искали; известно, что сам писатель был большим аккуратистом. На фотографиях же криминалистов Шукшин лежит прямо, в каюте порядок. Когда тело выносили с теплохода, с него сняли сапоги и верхнюю одежду. Не ясно, для чего. Далее: Бурков говорил, что в каюте Шукшина стоял сильный запах корицы. Сторонники конспирологической версии утверждают, что именно корицей пахнет "инфарктный" газ, вызывающий сердечные спазмы. Патологоанатом профессор Георгий Автандилов, делавший вскрытие, выдал заключение: "сердечная недостаточность". Мы же помним, что на сердце как раз Василий Макарович не жаловался...
Больше всего мое внимание привлек этот загадочный "инфарктный" газ -- якобы грозное оружие КГБ. Кстати, как Бурков (и Раззаков) смогли узнать, что смертоносный газ пахнет корицей? Так вот, никаких упоминаний о подобном газе найти мне не удалось, но поиски вывели на препарат дисульфирам, применяемый при лечении алкоголизма. У этого лекарства тьма очень существенных противопоказаний, прежде всего -- обострение язвы желудка. Естественно, эту химию нельзя мешать с кофе, который без конца пил Шукшин. А кофе, кстати, вполне может отдавать корицей...
Но самый главный вопрос: а КОМУ потребовалось устранять Шукшина? Василий Макарович никогда не диссидентствовал, при внешней грубоватой простоте умел быть тонким дипломатом ( школа Ивана Пырьева и Сергея Бондарчука!) и прекрасно соображал, кому, когда, что и как можно говорить. В конце концов не даром он некоторое время трудился инструктором райкома партии -- "обращение" знал. И был вполне благополучен, даже обласкан: ну не дали бы "сомнительному" человеку в СССР ни орден Трудового красного знамени, ни звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, ни Государственную премию, не наградили бы посмертно Ленинской премией.
Раззаков утверждает: Шукшин стал слишком известным, слишком влиятельным, осмелел, его шедевр -- фильм "Калина красная" -- собрал 62,5 млн зрителей. Если бы Василий Макарович снял мощный фильм о цареборце Степане Разине и сыграл бы его, то он вполне мог призвать народ к бунту.
Думаю, логика Федора Ибатовича не слишком убедительна. Как бы то ни было, нужен ЗАКАЗЧИК. А при тогдашнем раскладе таковых могло быть лишь двое -- Леонид Ильич Брежнев и Юрий Владимирович Андропов. Первый отпадает сразу, просто не его стиль. Раззаков поясняет: "...если предположить, что Шукшина убили, то подозрение в этом падает прежде всего на андроповское окружение".
Да, следует признать, что и сам Андропов, и его "окружение" были очень далеки от высоких гуманистических идеалов. Вполне возможно, что детали ряда политических смертей (Машеров, Кулаков, Суслов, даже Брежнев) имеют некий странный душок. Но Шукшин?! Хорошо, если это не политика, то что-то очень болезненное личное. И тоже исключено.
Или все-таки мы чего-то очень важного не знаем?
Все-таки версия о насильственной смерти, как мне думается, появилась от отчаяния, от горечи утраты. Помните: человек смертен, и самое страшное -- случайно смертен? Безмерно талантливый Шукшин покинул мир так рано, на взлете...
Игорь Азаров, завлит СевТЮЗа
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееУра! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …
ДетальнееНа осенних каникулах Севастопольский театр юного зрителя возобновляет акцию «билет за пятерки». Круглые отличники, то есть те ученики, которые закончили четверть с «пятерками» по всем …
Детальнее