Всероссийская акция «Ночь искусств» — 3 ноября в СевТЮЗ!
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееУже в апреле, совсем скоро, юные и взрослые театралы, друзья Севастопольского ТЮЗа, получат подарок – премьеру спектакля «Нос», над которым работает санкт-петербургский режиссер Яна Тумина. Так что разговор об этом спектакле нам ещё предстоит. Давайте сейчас обратимся к самой повести. Ведь многие из нас, прочитав «Нос» в своей школьной юности, более не возвращались к этому тексту – а жаль.
«Н.В. Гоголь долго не соглашался на печатание этой шутки, но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, весёлого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикой удовольствием, которое доставила нам его рукопись», – так пишет Александр Сергеевич Пушкин, предваряя публикацию повести в третьем томе журнала «Современник» (1836). Поэт и издатель в этом коротеньком тексте слукавил дважды. Во-первых, называя гоголевскую повесть просто «шуткой», Пушкин выбивает почву из-под ног критиков и цензоров: шутка – нечто совсем безобидное. Во-вторых, Гоголь как раз очень хотел увидеть «Нос» напечатанным. Но в редакции «Московского наблюдателя», куда первоначально была направлена рукопись, повесть нашли плохой, банальной, пошлой, даже непристойной.
Знаете, кстати, какая именно фраза в повести наводит всех чужих и наших фрейдистов на фривольные мысли? Вот этот вопль майора Ковалёва в газетной экспедиции: «Вы посудите, в самом деле, как же мне быть без такой заметной части тела?» Почему у Гоголя нос назван частью тела, а не частью лица? Видимо, всё-таки этот вопрос нужно задавать не гениальному автору, а его не блещущему интеллектом персонажу. Обращаясь же к Фрейду, припомним его собственную шутку: иногда банан это просто банан.
А вот на что обратил внимание Владимир Набоков: у Гоголя «нос был самой чуткой и приметной частью его внешности». Кстати, по приезде в Петербург Гоголь первым делом отморозил нос. Большой нос великого писателя сравнивали с клювом. Тем более что гоголь – это Bucephala clangula, птица семейства утиных, нырковая утка средней величины. Одну из страниц рукописи своей повести Николай Васильевич изукрасил рисунками птичьих клювов и человеческих носов. Одним словом, некая смутная автобиографическая составляющая в повести «Нос» имеется. Да, по поводу смутности и туманности. Это фон описываемых в повествовании Гоголя событий : «здесь происшествие совершенно закрывается туманом». Туман – верная примета и атрибут мистики.
Можно найти множество рассуждений о том, как на творчество Гоголя повлияли, к примеру, мистические сюжеты Э.Т. А. Гофмана. Отрицать это влияние было бы наивно. Но там, где Гофмана просто уносит в неведомые дали безудержных фантазий, Гоголь умеет остановиться. Реалистическая мистика повести «Нос» (позволим себе такое смелое определение) очень далека от сказочной мистики «Вечеров на хуторе близ Диканьки). Так мундиры и треуголки спесивых столичных чиновников далеки от жупанов и капелюхов развесёлых сорочинских обитателей.
Что нам про «Нос» говорили в школе? Примерно следующее: фантастический сюжет не должен заслонять от нас обличительный пафос, сатирический заряд повести – разоблачение бесконечной пустоты чиновничьей жизни, злую критику карьеризма и чинопочитания, осуждение крепостничества, бичевание тупости, пошлости, мещанства, стяжательства. Всё это, безусловно, именно так.
Но этого одного мало для космического таланта Гоголя! Давайте внимательно посмотрим на главного героя. Его зовут Платон Кузьмич Ковалёв. Имя Платон – не без претензии. Отчество Кузьмич – явно не аристократичное. Фамилия Ковалёв – выдаёт малороссийские корни, скромное происхождение. Правдами и неправдами он выслужил чин коллежского асессора (8-й ранг, равный армейскому майору) и рыщет по столице в поисках места вице-губернатора в провинции – желание с таким малозначительным чином, пожалуй, даже смехотворное. Но наш герой очень доволен жизнью и собственной персоной, полон радужных надежд. И вдруг… Майор Ковалёв в единый миг становится никем и ничем. А его собственный нос появляется в мундире статского советника (5-й ранг, между полковником и генерал-майором), идеально соответствующем столь вожделенной вице-губернаторской должности…
Вот «сверхзадача» Гоголя в повести «Нос»! Вместе с автором мы ищем ответ на вопрос о цене и смысле человеческой жизни. Конечно, история анекдотична, конечно, майор Ковалёв смешон. Но… представьте себя в подобной ситуации! Сколь немногого достаточно, чтобы исковеркать и даже перечеркнуть любую судьбу. Как скромны мечтания «маленького человека», как капризна и изменчива наша фортуна…
Спектакль позволит нам «перечитать» классическую повесть, переведённую режиссёром и актёрами на язык театра. Каким будет этот «перевод»? С нетерпением ждём премьеры! Следите за нашей афишей!
Игорь Азаров,
заведующий литературно-драматургической частью
Дорогие зрители! С нетерпением ждем встречи с вами в стенах нашего театра в рамках ежегодной акции «Ночь искусств». В этом году акция приурочена к празднованию …
ДетальнееУра! 25 октября состоялась премьера спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в постановке главного режиссера Севастопольского театра юного зрителя Фёдора Парасюка! Вместе с деревянным мальчиком …
ДетальнееНа осенних каникулах Севастопольский театр юного зрителя возобновляет акцию «билет за пятерки». Круглые отличники, то есть те ученики, которые закончили четверть с «пятерками» по всем …
Детальнее