«Нет, я не Байрон, я другой...». Михаилу Лермонтову — 205 лет / Новости / CевТЮЗ
Новости
15 октября 2019 г.

«Нет, я не Байрон, я другой...». Михаилу Лермонтову — 205 лет

    Были времена, когда старший дошкольник (первоклассник — само собой!) просто обязан был знать наизусть пушкинское «У Лукоморья...» и лермонтовское «Бородино». Плюс хотя бы две-три басни Крылова. Иначе ребенка однозначно воспринимали как маленького дикаря…

    Масштаб личности. Лев Николаевич Толстой, скупой на похвалы и ревнивый к чужой славе, сделал потрясающее признание: «Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

    Любовь к преемственности гениев нам, видимо, привили античные греки. Им приятно было сознавать, что Платон был учеником Сократа, Аристотель — учеником Платона, а Александр Македонский учился у Аристотеля. Так и в России: в 1816 году, во время экзамена в Лицее, великий Гавриил Державин «передал лиру» юному, но гениальному Пушкину. В 1837 году эту лиру, выпавшую из рук Александра Сергеевича подхватит Михаил Юрьевич. «Безраздельное царствование» Лермонтова в русской поэзии оказалось трагически коротким — какие-то четыре года, с 1837 по 1841 год. Остается лишь удивляться, какое огромное по объему и виртуозное по исполнению, уникальное по разнообразию и философской глубине наследие оставил нам этот человек, как рано его восхождение прервала роковая дуэль. По оценке русского философа Василия Розанова, вслед за Пушкиным «Лермонтов поднимался неизмеримо более сильной птицею».

    … Получив известие о гибели Лермонтова, император Николай Первый якобы воскликнул: «Собаке — собачья смерть!» Скорее всего, это сочиненная гораздо позже легенда. Во всяком случае, совершенно несомненны для историков слова царя, обращенные тогда к свите: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

    Увы, Михаил Юрьевич был очень непростым, конфликтным, недобрым человеком. Князь Александр Васильчиков, секундант Лермонтова на трагической дуэли, высказался с армейской прямотой: « Если б его не убил Мартынов, то убил бы кто-то другой; ему все равно не сносить было головы».

И всё, что пред собой он видел, 
Он презирал иль ненавидел.

    Эти строки из «Демона», вне сомнения, удивительная по краткости и искренности «автохарактеристика» великого поэта.

    И еще две цитаты. Как информация к размышлению.

    1. «В Лермонтове было два человека: один — добродушный для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и вздорный — для всех прочих знакомых».

    Князь Александр Илларионович Васильчиков (1818-1881), секундант Лермонтова на дуэли с Мартыновым.

    2. «Каждый раз как произносишь имя Лермонтова, думаешь, что это один их самых гениальных людей, которые когда-либо рождались на земле».

    Ираклий Луарсабович Андроников (1908-1990), писатель, рассказчик, корифей отечественного лермонтоведения.

    Сложен наделенный уникальным даром человек, и нет здесь ничего парадоксального…

    Интересная деталь. Дворянский герб Лермонтова украшал фамильный девиз — Sors mea Iesus — «Судьба моя Иисус». Замечательный русский мыслитель Даниил Андреев не случайно писал, что вслед за демонизмом и богоборчеством раннего, юного Лермонтова душу созревающего поэта наполняет «струя светлой, задушевной, теплой веры».  Увы…

    Лермонтов и театр. «Убедившись в полной невозможности увидеть что-то из своих пьес на сцене или в печати… Лермонтов отошел от драматургии», — пишет наш современник Вадим Вацуро в свой работе «Драматургия Лермонтова». В самом деле! Гениальный лермонтовский «Маскарад» в 1835 году был запрещен, лишь в 1852 году появился на театральной сцене с большими потерями в тексте, а полностью был сыгран только в 1862 году.

    Так уж угодно было судьбе, что «последним спектаклем императорской России» стал именно «Маскарад» — 25 февраля 1917 года, в Александринском театре, в безумно пышной и дорогой постановке Всеволода Мейерхольда. Одних только статистов было задействовано 200 человек. «Тогда, в 1917 году, спектакль Мейерхольда превратился в реквием по культуре. Огромной, большой культуре», — заявил в 2017 году режиссер и художественный руководитель «Александринки»  Валерий Фокин и титаническими усилиями «вернул» лермонтовско-мейерхольдовский спектакль на сцену. Увы, спектакль Фокина практически провалился. Рецензии просто  зубодробительны. Видимо, правы те, кто полагает, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды…

    Очень интересны наблюдения и выводы, содержащиеся в статье филолога Натальи Федосеенко «Лермонтов и театр XXI века». На рубеже веков Лермонтов был «в репертуаре практически каждого театра». Затем интерес к русской классике падает — «с разрушением привычных ценностей и утверждением суверенитетов республик». Изменения принес 2014 год — лермонтовский 200-летний юбилей. По весьма точному замечанию автора, наметились два пути: «возвращение классики в ее реалистической форме» и творческие изыски эпохи постмодерна, когда авторский материал служи лишь весьма условной исходной базой для реализации режиссерских фантазий «на тему». «Зачастую современный зритель лишен возможности увидеть интересный классический спектакль с романтическим героем», — горестно вздыхает Наталья Федосеенко, приводя примеры того, как лермонтовские сюжеты на сцене «обогащаются» ненормативной лексикой, мужским стриптизом и т.п.

    Естественно, профессиональный ТЮЗ, обращаясь к классике, относится к литературному материалу в высшей степени бережно, не без оснований полагая, что знакомство юного зрителя с Лермонтовым или Пушкиным, Чеховым или Куприным может ограничиться исключительно школьным уроком и просмотром спектакля, без последующего обращения учащихся к тексту.

    Кстати. В репертуаре совсем недавно гастролировавшего в Севастополе, на сцене СевТЮЗа, Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова есть  спектакль «Герой нашего времени» в постановке московского режиссера Ивана Колдаре.

    Севастопольский ТЮЗ к творчеству Лермонтова пока не обращался, что совершенно не исключает нашей «лермонтовской» перспективы, даже более того. Открою тайну: «Герой нашего времени» в 2020 году будет поставлен и включен в репертуар СевТЮЗа, к работе над спектаклем приступает режиссер Леонид Прокофьев.

    Как тут не вспомнить слова Анны Ахматовой о Лермонтове. «Он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста, — пишет Ахматова. — И даже то, что принято считать недоступным для большинства лириков, — театр — было ему подвластно». 

Игорь Азаров,

заведующий литературной частью СевТЮЗа

Поделиться

Ещё новости