НАУКА НЕ СКУКА / Новости / CевТЮЗ
Новости
13 сентября 2021 г.

НАУКА НЕ СКУКА

    О Лаборатории актуального театра для детей под руководством Руслана Кудашова Большого Детского фестиваля в Севастопольском ТЮЗе

Автор: Александрина Шаклеева. Источник: Петербургский театральный журнал (12.09.2021)

Руководитель БДФ Лаб Руслан Кудашов. Фото — Юлия Высоцкая.

    О том, что детский театр — проблемная зона в российском театральном поле, написано и сказано немало. Однако сегодня этот тезис едва ли можно назвать справедливым: за последние несколько лет стремительно увеличилось количество проектов, направленных на работу с детьми и подростками, а спектакли по новейшей детской литературе стали нишевым мейнстримовым направлением.

    Прошедшая в августе в Севастопольском ТЮЗе Лаборатория актуального театра (БДФ Лаб) — один из проектов Большого Детского фестиваля, команда которого программно развивает не только современное сценическое искусство для детей, но и занимается децентрализацией, вовлекая жителей регионов в качестве зрителей и участников своих инициатив (это и фестиваль «Эхо БДФ», и БДФ-квест «Театральная доставка» и др.). Тема первой лаборатории была посвящена детскому научпопу.

Руководитель БДФ Лаб Руслан Кудашов. Фото — Юлия Высоцкая.

    Тут надо заметить, что если новая художественная литература для детей стала все чаще попадать на сцену (огромный вклад в это внесло независимое книжное издательство «Самокат»), то с детским научпопом дела обстоят сложнее. Сегодня книги познавательного формата впечатляют многообразием не только тем, но и форм: дудлы, виммельбухи, панорамы, книги с окошечками, сборники с заданиями и многое другое. Есть ощущение, что поиск формы как языка, способного увлечь ребенка и не отбить у него интерес к науке на всю оставшуюся жизнь, роднит детскую познавательную литературу с театром.

    Участников лаборатории в Севастополе отбирали по конкурсу (кураторы Наталья Сергеевская и Юлия Клейман): из сорока восьми заявок к созданию эскизов были приглашены три команды.

Сцена из эскиза «Путешествие носка в микромире». Фото — Юлия Высоцкая.

    В первом эскизе — «Путешествие носка в микромире» (режиссер Рина Гаева, художник Маша Хайбуллина) — осуществлена попытка охватить большой пласт разнородной литературы — от комиксов биолога и художника-иллюстратора Ольги Посух, рассчитанных на дошкольную аудиторию, до более серьезной энциклопедии известного нидерландского популяризатора науки Яна Паула Схюттена «Загадка жизни и грязные носки Йоса Гротьеса из Дрила». Объем литературных источников, разнообразие языков и смещение возраста адресата в них, отсутствие в команде проекта драматурга стало первой серьезной проблемой эскиза, повлекшей за собой все остальные. На раздробленность сюжета наложилось отсутствие единого постановочного и визуального закона (или понятных правил его слома в событийном ряду). Эскиз начинается как история, решенная инструментами условного театра. На сцене — большая картонная кухня с открывающимися окошечками ящичков и шкафчиков (прямо как в книжках), из которых выглядывают обитатели кухни: сердито фыркающий чайник или огонь конфорок, изображаемый с помощью пластической выразительности кистей рук артистов. Предметы кухонной утвари живут объемной жизнью, вмещающей в себя отношения и друг с другом, и с встречающимися им микроорганизмами. В эскизе задан прием игры с масштабом (тут есть и большая кухня, и маленькие коробочки-домики, воссоздающие среду обитания организмов). Однако лабораторный формат, в котором процесс, конечно, важнее результата, не позволил отказаться от придумок, приносимых в эскиз всей командой: тут и натуралистичные видеопроекции, и живой план не только с драматическими, но и с вокально-музыкальными сценами (стихи песен написал артист Севастопольского ТЮЗа Семен Сковородин), и интерактив со зрителями, и работа с предметом. Однако именно этот эскиз обнаружил удивительную натренированность труппы, мобильность и гибкость природы артистов, их профессиональную самоотверженность и вовлеченность, умение находиться в процессе сотворчества с приглашенной командой постановщиков.

Сцена из эскиза «Путь (Циолковский)». Фото — Юлия Высоцкая.

    Второй эскиз — «Путь (Циолковский)» (режиссер Дмитрий Огородников, художник Ульяна Глумова) — поставлен по книге Александра Ткаченко, выпущенной издательством «Настя и Никита». Спектакль разворачивается в двух пространственно-временных плоскостях: перед сценой артисты говорят от себя, то цитируя дневники Циолковского, то рассказывая собственные истории о звездах; на сцене — игровое пространство школьного класса, где учитель рассказывает о Циолковском и его изобретениях. Эскиз начинается со своеобразного питчинга идей — презентации изобретений детей, участников лаборатории Ульяны Глумовой, — транслирующего простую истину о том, что гений может жить в каждом, а самая безумная идея порой оказывается величайшим открытием. Огородникову удается создать единое коммуникативное поле, в котором мы сегодняшние и далекий Циолковский не только встречаемся, но и уравниваемся, находим точки сближения. «Путь (Циолковский)» отличается школьной выверенностью, чистотой и изобретательностью находок художника. Способ существования артистов стремится к принципу наивной детской игры, но этому сопротивляется по-советски пафосный текст Ткаченко, отчего эскиз приобретает излишнюю тяжеловесную назидательность и совсем не сегодняшнее стремление к идеализации персонажа.

Сцена из эскиза «История связи». Фото — Юлия Высоцкая.

    Принципиально иначе работает с текстом и пространством третья команда: режиссер Анна Морозова, драматург Евгений Ионов и художник Анна Полякова. Их эскиз «История связи» целиком и полностью располагается на территории детства, на одной горизонтали с ребенком: этому способствуют и форма квеста (команда задействовала все пространство небольшого здания Севастопольского ТЮЗа и прилегающих к нему территорий), и интонация доверительного ненавязчивого разговора без занудства и назидательности, выбранная авторами. Такой подход созвучен актуальной детской литературе, стремящейся быть на стороне ребенка: не учить, а увлекать и заинтересовывать. Действие начинается на улице, размывая границы между реальностью и художественным актом: режиссер и драматург кормят голубей, и из стаи настоящих птиц вдруг появляется кукла — голубь Ганя. Ганя и его друг-курьер отправляются в путешествие вместе со зрителями. В разных помещениях театра дети становятся полноценными участниками действия: пробуют изучить азбуку Морзе, ставят сургучные печати на письмах, знакомятся с радио, телеграфом, телефонами, интернетом, имея возможность взаимодействовать со всеми элементами. В этом эскизе дети оказываются в привычной и естественной для себя игровой среде, через создание которой авторы ведут зрителей к одной из основных проблем современного общества — глобальная цифровизация, разрыв всех коммуникационных связей и, как следствие, тотальное отчуждение и одиночество, — но делают это легко и деликатно. Искреннее внимание создателей чувствуется не только в подходе к работе с детьми, но и в том, как скрупулезно команда отнеслась к деталям: в финале все получают hand-made конверты из крафта, подписанные вручную и скрепленные сургучом (такие программки). Пожалуй, единственной слабой стороной этой работы стала работа с куклой: овладеть технологией кукловождения драматическим артистам за неделю не удалось (это неудивительно и вполне понятно). Голубь Ганя, решенный с помощью куклы, не стал полнокровным персонажем, он, скорее, создавал преграды для драматического существования артистов и их партнерской работы между собой.

    По результатам лаборатории руководством театра был выбран эскиз-победитель, который войдет в репертуар театра — «Путь (Циолковский)». В целом лаборатория в Севастопольском ТЮЗе не только сделала еще один шаг в работе с репертуаром в современном детском театре, но и наметила пути для разговора с детьми на междисциплинарном поле — популярной науки и театра.

Поделиться

Ещё новости

Театр юного зрителя представит спектакль, полезный каждому школьнику
21 апреля 2024 г.

Театр юного зрителя представит спектакль, полезный каждому школьнику

Источник: телеканал Вести (20.04.2024)     10, 11 и 12 мая Севастопольский театр юного зрителя (СевТЮЗ) представит премьеру спектакля по повести Вячеслава Кондратьева "Сашка". Эта повесть основана …

Детальнее
СевТЮЗ готов раскрыть тайны премьеры на открытых уроках в школах
16 апреля 2024 г.

СевТЮЗ готов раскрыть тайны премьеры на открытых уроках в школах

    В дни майских праздников, посвященных 80-летию со дня освобождения города Севастополя от немецко-фашистских захватчиков и празднованию 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, …

Детальнее