НАУКА НЕ СКУКА / Новости / CевТЮЗ
Новости
13 сентября 2021 г.

НАУКА НЕ СКУКА

    О Лаборатории актуального театра для детей под руководством Руслана Кудашова Большого Детского фестиваля в Севастопольском ТЮЗе

Автор: Александрина Шаклеева. Источник: Петербургский театральный журнал (12.09.2021)

Руководитель БДФ Лаб Руслан Кудашов. Фото — Юлия Высоцкая.

    О том, что детский театр — проблемная зона в российском театральном поле, написано и сказано немало. Однако сегодня этот тезис едва ли можно назвать справедливым: за последние несколько лет стремительно увеличилось количество проектов, направленных на работу с детьми и подростками, а спектакли по новейшей детской литературе стали нишевым мейнстримовым направлением.

    Прошедшая в августе в Севастопольском ТЮЗе Лаборатория актуального театра (БДФ Лаб) — один из проектов Большого Детского фестиваля, команда которого программно развивает не только современное сценическое искусство для детей, но и занимается децентрализацией, вовлекая жителей регионов в качестве зрителей и участников своих инициатив (это и фестиваль «Эхо БДФ», и БДФ-квест «Театральная доставка» и др.). Тема первой лаборатории была посвящена детскому научпопу.

Руководитель БДФ Лаб Руслан Кудашов. Фото — Юлия Высоцкая.

    Тут надо заметить, что если новая художественная литература для детей стала все чаще попадать на сцену (огромный вклад в это внесло независимое книжное издательство «Самокат»), то с детским научпопом дела обстоят сложнее. Сегодня книги познавательного формата впечатляют многообразием не только тем, но и форм: дудлы, виммельбухи, панорамы, книги с окошечками, сборники с заданиями и многое другое. Есть ощущение, что поиск формы как языка, способного увлечь ребенка и не отбить у него интерес к науке на всю оставшуюся жизнь, роднит детскую познавательную литературу с театром.

    Участников лаборатории в Севастополе отбирали по конкурсу (кураторы Наталья Сергеевская и Юлия Клейман): из сорока восьми заявок к созданию эскизов были приглашены три команды.

Сцена из эскиза «Путешествие носка в микромире». Фото — Юлия Высоцкая.

    В первом эскизе — «Путешествие носка в микромире» (режиссер Рина Гаева, художник Маша Хайбуллина) — осуществлена попытка охватить большой пласт разнородной литературы — от комиксов биолога и художника-иллюстратора Ольги Посух, рассчитанных на дошкольную аудиторию, до более серьезной энциклопедии известного нидерландского популяризатора науки Яна Паула Схюттена «Загадка жизни и грязные носки Йоса Гротьеса из Дрила». Объем литературных источников, разнообразие языков и смещение возраста адресата в них, отсутствие в команде проекта драматурга стало первой серьезной проблемой эскиза, повлекшей за собой все остальные. На раздробленность сюжета наложилось отсутствие единого постановочного и визуального закона (или понятных правил его слома в событийном ряду). Эскиз начинается как история, решенная инструментами условного театра. На сцене — большая картонная кухня с открывающимися окошечками ящичков и шкафчиков (прямо как в книжках), из которых выглядывают обитатели кухни: сердито фыркающий чайник или огонь конфорок, изображаемый с помощью пластической выразительности кистей рук артистов. Предметы кухонной утвари живут объемной жизнью, вмещающей в себя отношения и друг с другом, и с встречающимися им микроорганизмами. В эскизе задан прием игры с масштабом (тут есть и большая кухня, и маленькие коробочки-домики, воссоздающие среду обитания организмов). Однако лабораторный формат, в котором процесс, конечно, важнее результата, не позволил отказаться от придумок, приносимых в эскиз всей командой: тут и натуралистичные видеопроекции, и живой план не только с драматическими, но и с вокально-музыкальными сценами (стихи песен написал артист Севастопольского ТЮЗа Семен Сковородин), и интерактив со зрителями, и работа с предметом. Однако именно этот эскиз обнаружил удивительную натренированность труппы, мобильность и гибкость природы артистов, их профессиональную самоотверженность и вовлеченность, умение находиться в процессе сотворчества с приглашенной командой постановщиков.

Сцена из эскиза «Путь (Циолковский)». Фото — Юлия Высоцкая.

    Второй эскиз — «Путь (Циолковский)» (режиссер Дмитрий Огородников, художник Ульяна Глумова) — поставлен по книге Александра Ткаченко, выпущенной издательством «Настя и Никита». Спектакль разворачивается в двух пространственно-временных плоскостях: перед сценой артисты говорят от себя, то цитируя дневники Циолковского, то рассказывая собственные истории о звездах; на сцене — игровое пространство школьного класса, где учитель рассказывает о Циолковском и его изобретениях. Эскиз начинается со своеобразного питчинга идей — презентации изобретений детей, участников лаборатории Ульяны Глумовой, — транслирующего простую истину о том, что гений может жить в каждом, а самая безумная идея порой оказывается величайшим открытием. Огородникову удается создать единое коммуникативное поле, в котором мы сегодняшние и далекий Циолковский не только встречаемся, но и уравниваемся, находим точки сближения. «Путь (Циолковский)» отличается школьной выверенностью, чистотой и изобретательностью находок художника. Способ существования артистов стремится к принципу наивной детской игры, но этому сопротивляется по-советски пафосный текст Ткаченко, отчего эскиз приобретает излишнюю тяжеловесную назидательность и совсем не сегодняшнее стремление к идеализации персонажа.

Сцена из эскиза «История связи». Фото — Юлия Высоцкая.

    Принципиально иначе работает с текстом и пространством третья команда: режиссер Анна Морозова, драматург Евгений Ионов и художник Анна Полякова. Их эскиз «История связи» целиком и полностью располагается на территории детства, на одной горизонтали с ребенком: этому способствуют и форма квеста (команда задействовала все пространство небольшого здания Севастопольского ТЮЗа и прилегающих к нему территорий), и интонация доверительного ненавязчивого разговора без занудства и назидательности, выбранная авторами. Такой подход созвучен актуальной детской литературе, стремящейся быть на стороне ребенка: не учить, а увлекать и заинтересовывать. Действие начинается на улице, размывая границы между реальностью и художественным актом: режиссер и драматург кормят голубей, и из стаи настоящих птиц вдруг появляется кукла — голубь Ганя. Ганя и его друг-курьер отправляются в путешествие вместе со зрителями. В разных помещениях театра дети становятся полноценными участниками действия: пробуют изучить азбуку Морзе, ставят сургучные печати на письмах, знакомятся с радио, телеграфом, телефонами, интернетом, имея возможность взаимодействовать со всеми элементами. В этом эскизе дети оказываются в привычной и естественной для себя игровой среде, через создание которой авторы ведут зрителей к одной из основных проблем современного общества — глобальная цифровизация, разрыв всех коммуникационных связей и, как следствие, тотальное отчуждение и одиночество, — но делают это легко и деликатно. Искреннее внимание создателей чувствуется не только в подходе к работе с детьми, но и в том, как скрупулезно команда отнеслась к деталям: в финале все получают hand-made конверты из крафта, подписанные вручную и скрепленные сургучом (такие программки). Пожалуй, единственной слабой стороной этой работы стала работа с куклой: овладеть технологией кукловождения драматическим артистам за неделю не удалось (это неудивительно и вполне понятно). Голубь Ганя, решенный с помощью куклы, не стал полнокровным персонажем, он, скорее, создавал преграды для драматического существования артистов и их партнерской работы между собой.

    По результатам лаборатории руководством театра был выбран эскиз-победитель, который войдет в репертуар театра — «Путь (Циолковский)». В целом лаборатория в Севастопольском ТЮЗе не только сделала еще один шаг в работе с репертуаром в современном детском театре, но и наметила пути для разговора с детьми на междисциплинарном поле — популярной науки и театра.

Поделиться

Ещё новости

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»
11 июня 2025 г.

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман» Севастопольский театр юного зрителя с блеском представил наш город на III Международном фестивале национальных театров «Байкальский …

Детальнее