«Наша задача, как у мышонка Тео: нам нужно высечь искру – игровую искру» / Новости / CевТЮЗ
Новости
17 августа 2022 г.

«Наша задача, как у мышонка Тео: нам нужно высечь искру – игровую искру»

Иван Пачин готовится представить жителям и гостям Севастополя премьерный спектакль по повести Нины Дашевской – «Тео – театральный капитан», 6+. Мы задали несколько вопросов режиссеру, чтобы вы, дорогие зрители, приняли свое правильное решение.

 

- Русский язык предлагает много забавных фраз. Например, «церковная мышь» или «мышь под веником». Какая она, театральная мышь?

- У большого художника – Эдуарда Кочергина – есть книга «Записки планшетной крысы». И в ней он рассказывает, что раньше в Петербурге давали звание негласное, профессиональное, для людей, которые работали за кулисами театра – планшетная крыса. Где-то в декорационном цеху даже проходила церемония награждения. Мне кажется, что эта история, может быть косвенно, связана с нашей. Тео – мышонок, жаждущий познавать мир. В его жизни произошла личная драма, связанная с гибелью дедушки. И у него внутренний конфликт: нужно ли спасать искусство ценой собственной жизни? Тео живет, не осознавая свои талант и ценность. И только в самом финале мышонок сможет сделать выбор. События происходят в оперном театре, поэтому помимо жизни мышонка, мы стараемся познакомить зрителей и с устройством театра. Собственно, всю историю мы и хотим рассказать от лица мышей. Как будто мы приходим в СевТЮЗ, но и зрители в зале, и артисты на сцене – мыши. У нас, например, есть Теодор, пожилой директор мышиного театра, и он будет рассказывать, как был создан этот театр.


- На сцене будут и люди, и мыши?
- Нет, мы стараемся сделать так, чтобы на сцене были артисты, которые играют мышей, которые играют людей. Это двойное притворство. Всегда в театре для детей возникает вопрос масштаба: как сделать так, чтобы ребенок был ребенком, а взрослый – больше. Ведь для ребенка мир огромен. И мы используем камеру для того, чтобы дать разность масштабов. Всю сцену и весь зрительный зал представим в виде картонной коробки, где все - мыши. Главное, в это поверить, запустить свою фантазию и дать этой фантазии прорасти.


- Почему вы выбрали именно эту сказку?
- Это очень популярная книга Нины Дашевской. Замечательная писательница!  Случайно я увидел фото директора вашего театра Андрея Маймусова с этой книгой, когда он дарил ее детской библиотеке Севастополя. И сразу же написал ему свое предложение. Мы с командой ставили спектакль по этому произведению в Москве. Но там было другое решение, поэтому мы свободны в переносе художественного слова.

- Осталось совсем немного дней до премьеры. Насколько готов спектакль? Некоторые режиссеры любят отвечать в процентах…
- У нас, наверное, 33%... Наша задача, как у мышонка Тео: нам нужно высечь искру – игровую искру. На всё это у нас час игрового времени. Как мы играем, с какой любовью, с каким азартом, с каким ощущением творчества – именно это является, на мой взгляд, самым главным.

- Ровно год назад мы говорили о «Каштанке». Какие сейчас чувства испытываете, работая над вторым спектаклем в СевТЮЗе?
- «Каштанка» отзывалась во мне целый год. Это дорогой для меня спектакль, это мое первое соприкосновение в режиссерском смысле с творчеством Антона Павловича Чеховым. Изумительный и гениальный текст, выдающийся. А «Тео» - современная литература, где иной строй речи. Есть определенный интерес. Это классная история, вопрос в том, насколько легко мы будем с ней взаимодействовать.

- Возвращаясь к «Каштанке». В ней костюм собаки был условным и грим наносился на сцене в первые минуты. Как решили поступить с мышами?
- У них будут костюмы. Они будут театральными – но не привычными нам подобиями обычных мышей. То есть это мыши, которые играют в театр! Вот, как если бы мы с вами решили поиграть в театр, представили бы, что хотим его создать, то обязательно бы нарядились. Вот и мыши нарядились, чтобы рассказать историю о театре. Над костюмами работает художник Ольга Галицкая. Она вместе с пошивочным цехом театра нашла интересные ткани.

- Понятно ли будет зрителям, что это мыши?

- Мне кажется, что детям не нужно много объяснять. В театре работает условность, когда артист выходит и говорит: «Это мышь». Зритель в свою очередь верит этому и ждет, что будет дальше. Условность всегда присутствует, ведь мы осознаем, что это игра.

- С какими словами, на ваш взгляд, ребенок должен выйти из зала, посмотрев ваш спектакль?
- Как раз общался на эту тему с артистами. Это не касается только «Тео», а любого спектакля. Конечно, достаточно многого хочется. Наверное, номером один стоит вопрос ребенка: «Мама, когда мы придем еще?» или «Мама, здесь интересно. Я хочу здесь остаться еще. Хочется, чтобы после поклона артистов зрители оставались в театре, задавали вопросы, желали бы продлить общение. Чтобы связь с театром не прерывалась, чтобы мы отдавали ему свою энергию и ощущали себя причастными к созданию игрового самочувствия.

 

Напомним, что посмотреть премьеру режиссера Ивана Пачина можно 26, 27 и 28 августа. Более подробное расписание смотрите на сайте СевТЮЗ.рф

 

Поделиться

Ещё новости