Написавший «Портрет Дориана Грея». Оскару Уайльду — 165 лет / Новости / CевТЮЗ
Новости
16 октября 2019 г.

Написавший «Портрет Дориана Грея». Оскару Уайльду — 165 лет

    «Башня из слоновой кости атакована низкой тварью. Жизнь выплеснута в песок. Я не знаю, что делать», — писал Уайльд 28 февраля 1895 года в одном из писем.

    Скандальная слава Оскара Уайльда (16.10.1854 — 30.11. 1900) в сочетании с его очевидным литературным дарованием, изысканным остроумием и демонстративным, эпатажным эстетством обусловили  интерес к творчеству этого автора, то угасающий, то ярко вспыхивающий, но непреходящий.

    «Русская тема». Драматургический дебют нашего героя состоялся в 1880 году — 25-летний Уайльд разразился драмой «Вера, или Нигилисты». Действие этой пьесы разворачивается в России в 1795 году и уверенно может быть отнесено к жанру «развесистой клюквы». Любому школьнику известно, что в указанном году на российском престоле восседала Екатерина Великая, а «нигилисты» — это совсем иная эпоха. Даже самый беглый пересказ пьесы был бы делом напрасным: это удивительная, внеисторическая ахинея, с прекраснодушными революционерами и гнусными «душителями свободы». В статье «Оскар Уайльд и его драматургия» Александр Аникст пишет: «...трагедия молодого Уайльда представляет собой дешевую мелодраму, по-детски наивную во всем, что касается политики, и столь же нелепую в психологической обрисовке персонажей. Кроме смеха над Уайльдом, эта «трагедия» не вызовет никакой иной реакции, особенно у русского читателя...» Аникст великодушно называет это нелепое творение «литературным курьезом».

    Вообще трагедии Оскара Уайльда, безусловно более талантливые, чем школярская «Вера, или Нигилисты», в настоящее время воспринимаются как пафосная декадентская архаика. Совсем иная судьба была уготована уайльдовским комедиям!

    Король парадоксов. Комедии Оскара Уайльда — «Веер леди Уиндермир» (1892), «Как важно быть серьезным (1895), «Идеальный муж» (1895) — всегда успешные и желанные гости на любой сцене. « Уайльд не принадлежит к числу перворазрядных гениев, — поясняет уже цитированный здесь Александр Аникст. — Как сатирик он не равен ни Свифту, ни Щедрину, ни Шоу, ибо никогда не горел негодованием против социального зла и не бичевал пороков, испепеляющих человека. Но в своем роде он блестящий мастер, и, зная точно меру дарования, границы его кругозора, читатель и зритель всегда получит удовольствие от знакомства с произведениями Уайльда». 

     — Будь собой. Прочие роли уже заняты. 

     — Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают их творить. 

     — Работа — последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет.

    Тексты Оскара Уайльда буквально искрятся остроумием. Аникст пишет: «Самая замечательная черта дарования Уайльда — остроумие… Парадоксы Уайльда почти всегда являются эффективным вызовом, который он бросает обществу и господствующим в нем понятиям». И еще: «Комедии Уайльда интересны не тем, что делают его персонажи, не конфликтами, в которых они запутаны, а речами действующих лиц… каждый раз мы слышим из их уст все новые и новые эпиграммы, афоризмы и парадоксы, полные наблюдательности и остроумия».

    Неувядающий Дориан Грей. Комедии и сказки Уайльда — востребованный и проверенный временем драматургический материал. К примеру, в Саратовском ТЮЗе им. Ю. Киселева поставлена комедия «Веер леди Уиндермир», а детская театральная студия показывает постановку «Кентервильское привидение».

     Но, вне сомнения, самым привлекательным для кино и театра произведением в творческом наследии великого эстета остается мистическая повесть «Портрет Дориана Грея». Всезнающая «Википедия» насчитала по меньшей мере три десятка киноверсий; может быть, людям старшего поколения памятен советский фильм 1968 года с Валерием Бабятинским в заглавной роли.

    Сценических воплощений «Портрета Дориана Грея» тоже хватает. В 2010 году мюзикл по этому произведению Уайльда (русский «вариант» американской постановки Рэнди Баузера) показал Московский театр музыки и драмы Стаса Намина. В 2013 году «Портрет Дориана Грея» ставили в Московском театре им. М. Ермоловой, с участием сверхпопулярного Олега Меньшикова. В 2017 году вновь появился мюзикл — в Санкт-Петербургском театре «Мюзик-холл», композитор Владимир Баскин.

    Возможно, наиболее интересным «Дорианом Греем» стала идущая и в наши дни постановка 2010 года в Московском Театре Луны — «Это драма о разрушении личности, не способной любить, история падения и страдания человеческой души».

    … Оскар Уайльд умер одиноким, никому не нужным, морально и физически сломленным. Когда ему сказали, что до начала нового, XX века он не доживет, Уайльд разрыдался. Но предоставим последнее слово Корнею Чуковскому: «Судьба словно ждала, чтобы Оскар Уайльд скончался, и подарила мертвому ту всемирную славу, которой он так жаждал при жизни». 

Игорь Азаров,

заведующий литературной частью СевТЮЗа   

Поделиться

Ещё новости