Написавший «Портрет Дориана Грея». Оскару Уайльду — 165 лет / Новости / CевТЮЗ
Новости
16 октября 2019 г.

Написавший «Портрет Дориана Грея». Оскару Уайльду — 165 лет

    «Башня из слоновой кости атакована низкой тварью. Жизнь выплеснута в песок. Я не знаю, что делать», — писал Уайльд 28 февраля 1895 года в одном из писем.

    Скандальная слава Оскара Уайльда (16.10.1854 — 30.11. 1900) в сочетании с его очевидным литературным дарованием, изысканным остроумием и демонстративным, эпатажным эстетством обусловили  интерес к творчеству этого автора, то угасающий, то ярко вспыхивающий, но непреходящий.

    «Русская тема». Драматургический дебют нашего героя состоялся в 1880 году — 25-летний Уайльд разразился драмой «Вера, или Нигилисты». Действие этой пьесы разворачивается в России в 1795 году и уверенно может быть отнесено к жанру «развесистой клюквы». Любому школьнику известно, что в указанном году на российском престоле восседала Екатерина Великая, а «нигилисты» — это совсем иная эпоха. Даже самый беглый пересказ пьесы был бы делом напрасным: это удивительная, внеисторическая ахинея, с прекраснодушными революционерами и гнусными «душителями свободы». В статье «Оскар Уайльд и его драматургия» Александр Аникст пишет: «...трагедия молодого Уайльда представляет собой дешевую мелодраму, по-детски наивную во всем, что касается политики, и столь же нелепую в психологической обрисовке персонажей. Кроме смеха над Уайльдом, эта «трагедия» не вызовет никакой иной реакции, особенно у русского читателя...» Аникст великодушно называет это нелепое творение «литературным курьезом».

    Вообще трагедии Оскара Уайльда, безусловно более талантливые, чем школярская «Вера, или Нигилисты», в настоящее время воспринимаются как пафосная декадентская архаика. Совсем иная судьба была уготована уайльдовским комедиям!

    Король парадоксов. Комедии Оскара Уайльда — «Веер леди Уиндермир» (1892), «Как важно быть серьезным (1895), «Идеальный муж» (1895) — всегда успешные и желанные гости на любой сцене. « Уайльд не принадлежит к числу перворазрядных гениев, — поясняет уже цитированный здесь Александр Аникст. — Как сатирик он не равен ни Свифту, ни Щедрину, ни Шоу, ибо никогда не горел негодованием против социального зла и не бичевал пороков, испепеляющих человека. Но в своем роде он блестящий мастер, и, зная точно меру дарования, границы его кругозора, читатель и зритель всегда получит удовольствие от знакомства с произведениями Уайльда». 

     — Будь собой. Прочие роли уже заняты. 

     — Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают их творить. 

     — Работа — последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет.

    Тексты Оскара Уайльда буквально искрятся остроумием. Аникст пишет: «Самая замечательная черта дарования Уайльда — остроумие… Парадоксы Уайльда почти всегда являются эффективным вызовом, который он бросает обществу и господствующим в нем понятиям». И еще: «Комедии Уайльда интересны не тем, что делают его персонажи, не конфликтами, в которых они запутаны, а речами действующих лиц… каждый раз мы слышим из их уст все новые и новые эпиграммы, афоризмы и парадоксы, полные наблюдательности и остроумия».

    Неувядающий Дориан Грей. Комедии и сказки Уайльда — востребованный и проверенный временем драматургический материал. К примеру, в Саратовском ТЮЗе им. Ю. Киселева поставлена комедия «Веер леди Уиндермир», а детская театральная студия показывает постановку «Кентервильское привидение».

     Но, вне сомнения, самым привлекательным для кино и театра произведением в творческом наследии великого эстета остается мистическая повесть «Портрет Дориана Грея». Всезнающая «Википедия» насчитала по меньшей мере три десятка киноверсий; может быть, людям старшего поколения памятен советский фильм 1968 года с Валерием Бабятинским в заглавной роли.

    Сценических воплощений «Портрета Дориана Грея» тоже хватает. В 2010 году мюзикл по этому произведению Уайльда (русский «вариант» американской постановки Рэнди Баузера) показал Московский театр музыки и драмы Стаса Намина. В 2013 году «Портрет Дориана Грея» ставили в Московском театре им. М. Ермоловой, с участием сверхпопулярного Олега Меньшикова. В 2017 году вновь появился мюзикл — в Санкт-Петербургском театре «Мюзик-холл», композитор Владимир Баскин.

    Возможно, наиболее интересным «Дорианом Греем» стала идущая и в наши дни постановка 2010 года в Московском Театре Луны — «Это драма о разрушении личности, не способной любить, история падения и страдания человеческой души».

    … Оскар Уайльд умер одиноким, никому не нужным, морально и физически сломленным. Когда ему сказали, что до начала нового, XX века он не доживет, Уайльд разрыдался. Но предоставим последнее слово Корнею Чуковскому: «Судьба словно ждала, чтобы Оскар Уайльд скончался, и подарила мертвому ту всемирную славу, которой он так жаждал при жизни». 

Игорь Азаров,

заведующий литературной частью СевТЮЗа   

Поделиться

Ещё новости

Замена спектакля "Нос" 24 мая
20 мая 2025 г.

Замена спектакля "Нос" 24 мая

Уважаемые зрители 24 мая (сб), в 18:30, на Основной сцене вместо запланированного показа спектакля «Нос» состоится показ спектакля «Тео-театральный капитан». Приобретённые ранее билеты действительны. Также …

Детальнее
Премьера спектакля "Емеля"!
19 мая 2025 г.

Премьера спектакля "Емеля"!

Ура, премьера! 17 и 18 мая состоялась премьера спектакля "Емеля" в постановке заслуженного артиста города Севастополя Данила Высоцкого! Лёгкая, задорная, невероятно красивая постановка сегодня присоединилась …

Детальнее