2025 год стал годом памяти писателя Аркадия Аверченко, 100-летие со дня смерти которого литературный мир отмечал в марте. Критики называли его русским Марком Твеном, а слава, казалось, навсегда оградила его от неудач. Однако Февральская революция, которую сатирик воспринял как обман, запустила цепь событий, приведших к его личной трагедии — вынужденной эмиграции и «кубарю по Европе». Именно Севастополь, ключевой город в судьбе писателя, стал последним пристанищем Аверченко на родине. Здесь – 15 марта 1880 года – он родился, отсюда 13 ноября 1920 года навсегда уплыл в Константинополь.
Но какую память хранил писатель об этом городе? Отношение его было сложным и далеким от пафосных штампов. В автобиографической прозе он описывает Севастополь не как «легендарный» и «героический», а как город с пыльными улицами и ленивой, однообразной жизнью, который тяготил его мечты о дальних странах. Однако именно этому, такому неидеальному, но родному городу, было суждено стать его прощальным причалом.
Этот прощальный севастопольский период (1918-1920), несмотря на тревогу и надвигающуюся бурю, стал невероятно насыщенным. Справедливости ради надо отметить, что белогвардейский Севастополь жил исключительно бурной культурной жизнью, собрав все «сливки» рухнувшей империи. Аверченко старался успеть всюду — как редактор, журналист, драматург, актер. И все ему удавалось, но с каждым днем ощущение неминуемой утраты нарастало.
Эту сложную гамму чувств — любовь к городу, иронию, творческий подъем и предчувствие катастрофы — исследует спектакль «Над розовым морем». Его постановщик, заслуженная артистка России Ольга Панкратова, создала не просто концерт, а камерный театральный переход сквозь время. Литературной основой стали фрагменты работы Виктории Миленко «Севастополь в судьбе и творчестве писателей Серебряного века», которые рассказывают о буднях и контактах Аверченко в тревожном 1919 году.
Спектакль выстроен как один день из жизни писателя: встречи с великими современниками проходят на фоне щемящего ощущения от того, что скоро предстоит утратить насовсем. Логическим центром постановки становится тема Русского исхода — болезненного и до сих пор дискуссионного явления отечественной истории, которое лично для Аверченко началось с последнего взгляда на родной город с палубы отходящего парохода.
Премьера «Над розовым морем» — это признание в любви: Севастополю через светлую грусть и теплую иронию, слову — через правду, музыке — через ностальгию. В живом исполнении Ольги Панкратовой под аккомпанемент Егора Криштопы звучат песни той эпохи, а на экране оживают архивные фотографии и воссозданные в 3D улицы из рассказов Аверченко. «Над розовым морем» — это спектакль-ощущение, личное путешествие каждого зрителя в пронзительный и обреченный мир белого Севастополя, замершего перед бурей.
Ждём вас, дорогие зрители, на концерте-рассказе «Над розовым морем» 5 сентября в 19:30.
Билеты в продаже на сайте севтюз.рф или в кассе театра: просп. Гагарина, 16.
Касса: +7 (978) 33-33-707
Онлайн-касса на спектакль «Над розовым морем»: https://sevtyuz.ru/playbill/events/#event/2433267