Кто такой Нави Волырк? / Новости / CевТЮЗ
Новости
13 февраля 2019 г.

Кто такой Нави Волырк?

            13 февраля -- 250 лет со дня рождения великого баснописца

 

           Иван Андреевич Крылов! Для многих из нас, может, даже для подавляющего большинства, первой ступенькой высочайшей лестницы русской классики стали именно басни Крылова. И нам совершенно без разницы, что Иван Андреевич придумал сам, а что почерпнул из басен француза Жана де Лафонтена, который, в свою очередь, пользовался сюжетами античных авторов -- Эзопа, Федра и Бабрия. Ну вот, к примеру. "Ворона и Лисица" -- это Лафонтен. Только во французской басне действует "мэтр Ворон". А у Ивана Андреевича Крылова все герои басен настолько родные, говорят на таком сочном, ясном и ярком русском языке, что представить без них отечественную литературу совершенно невозможно! Крылов -- "крылатые слова". И только так! 
        А ведь литературное наследие "мэтра Крылова" невелико. Всего 236 басен, которые уместились в девять прижизненных сборников, выходивших с 1809 по 1843 год. Проверьте себя: сколько басен вы читали? Попробуем перечислить самые известные: "Волк и Ягненок", "Волк на псарне", "Лисица и виноград", "Ворона и Лисица", "Слон и Моська", "Стрекоза и Муравей", "Кот и Повар", "Мартышка и очки", "Свинья под дубом", "Лебедь, Рак и Щука", "Кукушка и Петух..." Да, выходит не так уж много! Но с одной поправкой: перед нами шедевры. Не знать этих текстов -- не быть русским человеком. Можно не любить, скажем, Некрасова, Тютчева или Фета. Встречаются отдельные  экземпляры, говорящие о своей нелюбви к Лермонтову и Пушкину. Бог им судья. Но не любить басни Крылова... Это равнозначно нелюбви ко всему русскому.
        Предоставим слово Ивану Сергеевичу Тургеневу: "С самого детства Крылов всю свою жизнь был типичнейшим русским человеком: его образ мышления, взгляды, чувства и все его писания были истинно русскими, и можно сказать без всякого преувеличения, что иностранец, основательно изучивший басни Крылова, будет иметь более ясное представление о русском национальном характере, чем если прочитает множество сочинений, трактующих об этом предмете."
А ведь Иван Андреевич Крылов начинал свой творческий путь не с басен. Он, подражая Державину, даже оды писал. Сатирические журналы издавал, пробовал себя в драматургии, печатался под весьма прозрачным псевдонимом Нави Волырк. Все это, что не басни, -- без особого ущерба и для доброго имени своего автора, и для его потомков -- прочно позабыто. 
         В роковой день, 14 декабря 1825 года, Иван Андреевич Крылов был на Сенатской площади, с декабристами. Тут же метался другой великий писатель, Николай Михайлович Карамзин -- старался предотвратить кровопролитие... Не получилось. А Крылов, потрясенный пережитым, умолк на два года -- не писал ничего. 

      Помните, как у Грибоедова в "Горе от ума" рассуждает малоприятный тип Загорецкий? Очень примечательные слова: 
…А если б, между нами, 
Был ценсором назначен я, 
На басни бы налег; ох! басни -- смерть моя! 
Насмешки вечные над львами! над орлами! 
Кто что ни говори, 
Хотя животные, а все-таки цари. 


        Иван Андреевич Крылов с возрастом стал и спокойнее, и мудрее, но "истину царям с улыбкой говорил" до последних своих дней. Надо отдать должное Николаю I: Крылова не обижали, давали чины и ордена, баснописец был даже вхож во дворец. Ивана Андреевича частенько приглашала к столу вдовствующая императрица Мария Федоровна. Вообще феноменальный аппетит Крылова был притчей во языцех. Неряха, обжора, лентяй -- как только его не называли. Но когда Крылов, чтобы показать остроту ума, уже в довольно пожилом возрасте, буквально в три месяца выучил наисложнейший древнегреческий язык и читал Гомера в оригинале, многим шутникам  пришлось прикусить языки. 
      Очень бы хотелось избежать таких выспренних выражений, как "неисчерпаемый кладезь непреходящих истин" и "животворный родник могучей истинно русской речи". Но ведь и слова, как говорится, из песни не выкинешь: это именно так -- и кладезь, и родник. Не откажите себе в удовольствии и обратитесь еще раз к басням Ивана Андреевича Крылова, может, к тем, которых не читали ранее, -- жалеть о потраченном времени вам не придется. 
        Вне всякого сомнения, басни Крылова -- просто "золотое дно" для репертуара детских творческих коллективов. Так, созданная в 1984 году в Севастополе Детско-юношеская оперная студия, которая в 1990 году в полном составе влилась в театр-студию "На Большой Морской" (ныне СевТЮЗ), преподнесла зрителям две "оперы". В марте 1990 года состоялась премьера мини-оперы "Стрекоза и Муравей", кстати, затем с большим успехом показанной в Москве и Челябинске. А мини-опера "Квартет", поставленная в 1991 году, исполнялась во время Международной недели музыки в Московском детском музыкальном театре Наталии Сац. 
Так что спасибо дедушке Крылову!

                                                                                                                                                                            С уважением,
                                                                                                                                                                            Игорь Азаров .
 

Поделиться

Ещё новости