Кто такой Нави Волырк? / Новости / CевТЮЗ
Новости
13 февраля 2019 г.

Кто такой Нави Волырк?

            13 февраля -- 250 лет со дня рождения великого баснописца

 

           Иван Андреевич Крылов! Для многих из нас, может, даже для подавляющего большинства, первой ступенькой высочайшей лестницы русской классики стали именно басни Крылова. И нам совершенно без разницы, что Иван Андреевич придумал сам, а что почерпнул из басен француза Жана де Лафонтена, который, в свою очередь, пользовался сюжетами античных авторов -- Эзопа, Федра и Бабрия. Ну вот, к примеру. "Ворона и Лисица" -- это Лафонтен. Только во французской басне действует "мэтр Ворон". А у Ивана Андреевича Крылова все герои басен настолько родные, говорят на таком сочном, ясном и ярком русском языке, что представить без них отечественную литературу совершенно невозможно! Крылов -- "крылатые слова". И только так! 
        А ведь литературное наследие "мэтра Крылова" невелико. Всего 236 басен, которые уместились в девять прижизненных сборников, выходивших с 1809 по 1843 год. Проверьте себя: сколько басен вы читали? Попробуем перечислить самые известные: "Волк и Ягненок", "Волк на псарне", "Лисица и виноград", "Ворона и Лисица", "Слон и Моська", "Стрекоза и Муравей", "Кот и Повар", "Мартышка и очки", "Свинья под дубом", "Лебедь, Рак и Щука", "Кукушка и Петух..." Да, выходит не так уж много! Но с одной поправкой: перед нами шедевры. Не знать этих текстов -- не быть русским человеком. Можно не любить, скажем, Некрасова, Тютчева или Фета. Встречаются отдельные  экземпляры, говорящие о своей нелюбви к Лермонтову и Пушкину. Бог им судья. Но не любить басни Крылова... Это равнозначно нелюбви ко всему русскому.
        Предоставим слово Ивану Сергеевичу Тургеневу: "С самого детства Крылов всю свою жизнь был типичнейшим русским человеком: его образ мышления, взгляды, чувства и все его писания были истинно русскими, и можно сказать без всякого преувеличения, что иностранец, основательно изучивший басни Крылова, будет иметь более ясное представление о русском национальном характере, чем если прочитает множество сочинений, трактующих об этом предмете."
А ведь Иван Андреевич Крылов начинал свой творческий путь не с басен. Он, подражая Державину, даже оды писал. Сатирические журналы издавал, пробовал себя в драматургии, печатался под весьма прозрачным псевдонимом Нави Волырк. Все это, что не басни, -- без особого ущерба и для доброго имени своего автора, и для его потомков -- прочно позабыто. 
         В роковой день, 14 декабря 1825 года, Иван Андреевич Крылов был на Сенатской площади, с декабристами. Тут же метался другой великий писатель, Николай Михайлович Карамзин -- старался предотвратить кровопролитие... Не получилось. А Крылов, потрясенный пережитым, умолк на два года -- не писал ничего. 

      Помните, как у Грибоедова в "Горе от ума" рассуждает малоприятный тип Загорецкий? Очень примечательные слова: 
…А если б, между нами, 
Был ценсором назначен я, 
На басни бы налег; ох! басни -- смерть моя! 
Насмешки вечные над львами! над орлами! 
Кто что ни говори, 
Хотя животные, а все-таки цари. 


        Иван Андреевич Крылов с возрастом стал и спокойнее, и мудрее, но "истину царям с улыбкой говорил" до последних своих дней. Надо отдать должное Николаю I: Крылова не обижали, давали чины и ордена, баснописец был даже вхож во дворец. Ивана Андреевича частенько приглашала к столу вдовствующая императрица Мария Федоровна. Вообще феноменальный аппетит Крылова был притчей во языцех. Неряха, обжора, лентяй -- как только его не называли. Но когда Крылов, чтобы показать остроту ума, уже в довольно пожилом возрасте, буквально в три месяца выучил наисложнейший древнегреческий язык и читал Гомера в оригинале, многим шутникам  пришлось прикусить языки. 
      Очень бы хотелось избежать таких выспренних выражений, как "неисчерпаемый кладезь непреходящих истин" и "животворный родник могучей истинно русской речи". Но ведь и слова, как говорится, из песни не выкинешь: это именно так -- и кладезь, и родник. Не откажите себе в удовольствии и обратитесь еще раз к басням Ивана Андреевича Крылова, может, к тем, которых не читали ранее, -- жалеть о потраченном времени вам не придется. 
        Вне всякого сомнения, басни Крылова -- просто "золотое дно" для репертуара детских творческих коллективов. Так, созданная в 1984 году в Севастополе Детско-юношеская оперная студия, которая в 1990 году в полном составе влилась в театр-студию "На Большой Морской" (ныне СевТЮЗ), преподнесла зрителям две "оперы". В марте 1990 года состоялась премьера мини-оперы "Стрекоза и Муравей", кстати, затем с большим успехом показанной в Москве и Челябинске. А мини-опера "Квартет", поставленная в 1991 году, исполнялась во время Международной недели музыки в Московском детском музыкальном театре Наталии Сац. 
Так что спасибо дедушке Крылову!

                                                                                                                                                                            С уважением,
                                                                                                                                                                            Игорь Азаров .
 

Поделиться

Ещё новости

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»
11 июня 2025 г.

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман»

Севастопольский ТЮЗ триумфально дебютировал на международном фестивале «Байкальский талисман» Севастопольский театр юного зрителя с блеском представил наш город на III Международном фестивале национальных театров «Байкальский …

Детальнее