«Хвалите, пожалуйста, хвалите!» Ивану Бунину – 150 лет / Новости / CевТЮЗ
Новости
22 октября 2020 г.

«Хвалите, пожалуйста, хвалите!» Ивану Бунину – 150 лет

    У Юрия Нагибина есть замечательный рассказ «Учитель словесности», главным героем которого является 12-летний подросток, ученик второго класса Елецкой гимназии – Ванечка Бунин. Именно он, совсем еще юный Бунин, тонко чувствующий и наблюдательный, предельно правдивый и искренний, деликатный и исполненный чувства собственного достоинства, и является подлинным «учителем словесности». Естественно, не в узко-школярском, а в общечеловеческом, философском смысле.

    В 1933 году Бунин стал лауреатом Нобелевской премии, первым среди русских писателей. Он получил тогда большие деньги, 170331 шведскую крону или 733514 французских франков, из которых недрогнувшей рукой тут же выделил значительную сумму на помощь бедствующим товарищам, писателям-эмигрантам. Естественно, там, где что-то делят, появляется множество «обделенных» и недовольных. Мудрая Надежда Тэффи с горечью заметила, что впору было создавать эмигрантскую организацию «Объединение людей, обиженных Буниным». А ведь писатель в прямом смысле этого слова раздал 120 тысяч франков!

    Иван Алексеевич Бунин (22 (10) октября 1870 – 8 ноября 1953) принадлежал к старинному, но измельчавшему и небогатому дворянскому роду. Кстати – тесен мир! – отец будущего классика и нобелевского лауреата был в числе защитников Севастополя в годы Крымской войны. Стесненное материальное положение не позволило «учителю словесности» даже окончить гимназию, об университете не приходилось и мечтать. Искать пропитания пришлось с девятнадцати лет: Бунин успел поработать корректором, газетным репортером, театральным обозревателем, библиотекарем, статистиком… И он много и увлеченно писал! Его первое стихотворение опубликовал журнал «Родина» в 1887 году, а первый стихотворный сборник был издан в 1891-м. В своих силах юный автор не был еще уверен и часто в письмах просил родных и друзей: «Хвалите, пожалуйста, хвалите!» Вы скажете, что это было наивно? Может быть!

    А вот как о поэме «Листопад» отозвался официальный научный рецензент – граф А.А. Голенищев-Кутузов, академик и гофмейстер императорского двора. Бунин, по его словам, находит «в образах природы и настроениях человеческой души бесконечное множество новых оттенков красоты, не прибегая к искусственным приемам символизма, импрессионизма и декадентства – словом, ко всему тому арсеналу литературного фокусничества, которым бездарность пытается подменить истинное, непосредственное вдохновение». Так 1903 год принес Ивану Алексеевичу исключительно престижную награду – Пушкинскую премию. Высокую оценку получил и бунинский перевод знаменитой «Песни о Гайавате» Лонгфелло. В 1909 году Бунин вновь получил Пушкинскую премию, разделив ее с Александром Куприным, своим другом. Это при том, что августейший рецензент, президент Академии наук великий князь Константин Константинович, высказался против награждения Бунина этой премией, впрочем, пояснив, что произведения Ивана Алексеевича достойны «почетного отзыва». Тонкого и сентиментального поэта-лирика, великого князя несколько смущали «излишние» реализм и натурализм бунинских стихов.

    К 1917 году Бунин подошел признанным и успешным автором, не только поэтом, но и замечательным прозаиком. Достаточно будет назвать такие шедевры, как «Господин из Сан-Франциско» и «Легкое дыхание». Горький, много сделавший для Бунина, называл Ивана Алексеевича «лучшим стилистом современности». Но их дружбе скоро пришел конец.

    Революцию Иван Алексеевич Бунин не принял категорически. Он собрал все свои полные гнева, омерзения и желчной горечи дневниковые записи и издал их под названием «Окаянные дни». Надежды на победу деникинцев не оправдались; в 1920 году Бунин на французском пароходе «Спарта» навсегда покинул Россию… Тогда из его души вырвались строки, и сегодня поражающие своей простотой, музыкальностью и какой-то исповедальной, божественной глубиной:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав.

    Поразительно, но свои лучшие произведения – те же «Темные аллеи» -- Бунин создал именно в эмиграции, в отрыве от родной земли, верность которой хранил свято.

    Часто говорят о крайнем эгоизме и холодном высокомерии Ивана Бунина. Для него не было авторитетов в литературе. Существуют целые подборки исключительно злых (и метких, стоит признать!) оценок и характеристик, которыми Иван Алексеевич наградил и Горького, и Маяковского, и Куприна, и многих других. Тем удивительнее восторг, который вызвал у Бунина «Василий Теркин» Твардовского: «Это поистине редкая книга – какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость… ни сучка, ни задоринки, ни единственного фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!»

    Впрочем, в СССР Бунин не поехал, как ни звали его Алексей Толстой и Константин Симонов.

    Он нашел свой последний приют на знаменитом «русском» кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Перед смертью Бунин просил читать ему письма Чехова…

Поделиться

Ещё новости