Отойти от стереотипов, заставить сопереживать всем героям, показать, что классика – это совсем не скучно и удивительно современно. Ставить хрестоматийную «Грозу» – задача серьезная: монологи героев сотни раз произнесены со сцены самыми разными актерами, по драме сняты полнометражные фильмы. Выдержать конкуренцию более ранних постановок, удержаться в контекстном поле того времени, о котором писал Островский, и перенести проблематику драмы в современность – со всем этим предстоит справиться актерам театра юного зрителя и режиссеру Ивану Пачину.
– Так получается, что «Гроза» будет вашим третьим спектаклем в Севастопольском ТЮЗе. Не юбилейно, но знаково. Первые спектакли, кстати, весьма успешны. Выходит так: один – современная драматургия, а два – классика, причем та классика, с которой у человека и начинается приобщение к русской классической литературе. Так сложилось или это обдуманно?
– Я сторонник того, чтобы говорить: «Так сложилось». Существуют какие-то высшие силы, которые нас в этой жизни ведут. Так было с «Каштанкой», так получилось с постановкой «Тео – театральный капитан», с моей дружбой с СевТЮЗ. Многое влияет на выбор, конечно, и руководство театра. На нашей первой встрече с руководителями Севастопольского театра юного зрителя мы не говорили о трех спектаклях, речь велась только о том, что было бы интересно посотрудничать. И вот – уже наш третий спектакль.
– «Гроза» относится к числу самых известных пьес Александра Николаевича Островского, находящаяся в работе у русских театров буквально со времени написания. И, на мой взгляд, сегодня непросто найти в этом тексте и этих характерах что-то оригинальное.
– Да, произведение из школьной программы. А что мы помним? Я лично ничего не помню про «Грозу» из своих школьных времен… Мы же понимаем, что произведение в школьной программе дается «на вырост», что может вызвать известное отторжение от классической литературы. И сам Островский тоже не писал для детей. А здесь и сейчас мы должны найти ту линию, которая будет интересна и понятна подросткам. И она там есть, в «Грозе» есть подростковая, точнее, юношеская любовь. А еще в пьесе особенный язык, свой ритм, которым обычно не уделяют много внимания. Мы пытаемся сделать этот текст видимым, ясным, ярким.
Актерам я сказал, что им нужно иметь определенный объем легких, и его сейчас нужно «раскачивать», чтобы все эти монологи не были страдательными, и чтобы все они были в высоком темпе. Я, как молодой зритель, хорошо сразу все понимаю, мне не нужно медленно разжевывать! До открытия занавеса понимаю, где будет место действия. Я готов потреблять информацию на высокой скорости, я – человек Интернета. И здесь возникают технологические вопросы – возможно ли сделать тоже самое, что написано у автора, только быстро?
Не будем забывать, что это театр юного зрителя, и три человека в зале знают про Катерину, еще три где-то слышали, еще три даже не проходили пока этого произведения, потому-то педагог привела их посмотреть, а потом перейти к чтению. Здесь простые вопросы, о которых режиссер и актеры должны помнить и держать в голове: вверху Островский, внизу юные зрители, мы посерединке. И нужно найти ту самую точку, в которой они смогут соединиться, чтобы школьник понял, что персонажи пьесы – не дураки, и оказывается, что все они – живые люди, что это не бредни и все это трогает… И чтобы после спектакля захотелось самому себе задать вопрос: а какая правда у меня?
Одна из основных идей – показать, что это и тебя, подростка, касается. Ведь сама по себе пьеса Островского важна для нашей отечественной культуры и для мировой классической литературы в целом. Важно о ней говорить, необходимо ее знать и понимать.
– Островский в «Грозе» завязал слишком много узлов и противоречий: дураки-умные, богатые-бедные, знатные-незнатные, отцы-дети. Не кажется ли вам, что последнее противоречие как раз и является главным для тех, кто приходит в СевТЮЗ?
– А ведь это именно то, что нужно для театрального семейного просмотра. Мы хотим, надеемся и ждем, что дети будут приходить с родителями, и все, что мы делаем, послужит утверждению семейных ценностей, доверительному и конструктивному диалогу между взрослыми и совсем молодыми. Да, в «Грозе» есть конфликт отцов и детей. Заметьте: у каждого персонажа существует своя правда, каждый хочет торжества своих принципов, своего мира. У Островского уж точно нет персонажа, который бы хотел, чтобы у него все было плохо. Все хотят, чтобы было хорошо. Но – по-своему.
А сейчас мы живем в мире полифоническом, где мы многое знаем и со многим сталкиваемся, нам много всего известно, мы стали терпимее, но и категоричнее в то же время.
Я разговариваю со своей 16-летней сестрой, и она не понимает героев «Грозы». Они кажутся ей наивными, глупыми – все вместе и каждый по отдельности. Стоит взглянуть на конфликты «Грозы» глазами людей первой четверти XXI века. Внимательнее присмотреться к ним, к тому, как они отстаивают свое счастье, свою правду.
Премьера спектакля «Гроза» состоится 28 апреля в 17:00, а также 29 и 30 апреля в 18:30. Для тех, кто ждет «Грозы» в начале мая, советуем обратить внимание на 1 мая в 18:30. Выбрать лучшие места вы можете на сайте СевТЮЗ.рф или в кассе театра: просп. Гагарина, 16