Её Величество «Васса» XXXV : возвращение в СевТЮЗ / Новости / CевТЮЗ
Новости
7 октября 2019 г.

Её Величество «Васса» XXXV : возвращение в СевТЮЗ

    После двухлетнего перерыва, вызванного изменениями в составе труппы, 3 октября  в Севастопольском театре юного зрителя состоялось возвращение в текущий репертуар постановки «Васса Железнова» — спектакль смотрелся, как говорится, на едином дыхании и не раз прерывался аплодисментами, в финале перешедшими в овацию. Хотя в 2012-2017 годах «Васса Железнова» была сыграна тридцать четыре раза, возвращение спектакля воспринималось многими зрителями как премьера.

    Вторая редакция. Горький написал  «Вассу Железнову» в 1910 году.  В 1934 году директор и режиссер МХАТ-2 Иван Берсенев попросил классика переписать и обновить эту полузабытую пьесу, и Горький не просто отредактировал, а создал совершенно новое, далекое от исходного варианта оригинальное и глубокое произведение. Говорят, к работе над новой редакцией «Вассы» Горького подтолкнула не только просьба Берсенева, но и известие о смерти (июль 1934 года) гениальной Марии Склодовской-Кюри, лауреата Нобелевских премий по физике и химии.

    Первая редакция пьесы имела подзаголовок «Мать». Пьесе 1935 года подошел бы подзаголовок «Бабушка», ибо нерв происходящего на сцене — борьба за будущее маленького мальчика. Васса Железнова, бабушка-миллионерша, владелица процветающего пароходства, давно поставила крест на своих детях и прочей родне. Внук Коля, тщательно оберегаемый и скрываемый даже от близких, — ее единственный свет в окошке, цель и смысл жизни. И катастрофа в доме Вассы начинается с появлением там Рашели, матери мальчика, фанатички-революционерки, желающей забрать сына и увезти его за границу.  Виктор Еремин, автор работы «Герои советской литературы», поясняет, что Васса — зло уходящего мира, мира денег,  а Рашель (политический «вариант» премудрой Склодовской-Кюри) — зло мира грядущего, мира разрушительных наук и богоборческих идей: «Обе погрязли в хватке за материальное, каждая по-своему, но лишь в этом и есть их единственное различие». 

     И для бабушки, и для матери ребенок только лишь инструмент для удовлетворения своих планов и амбиций.  Более того, Рашель туманно представляет и свое, и колино будущее. А у бабушки, Вассы, все как по нотам — выучу, найму для этого лучших профессоров, передам внуку «миллионное дело». 
Но все эти высокопарные рассуждения, поиск глубинной философии — игры современного ума. Тогда, в середине тридцатых, на вещи смотрели куда как проще, «с классовых позиций».

    Знаменитая Серафима Бирман, постановщица и исполнительница заглавной роли в пьесе второй редакции, припечатала однозначно: «Васса Железнова» — это смертный приговор капиталистическому строю, смертный приговор и волжской параходовладетельнице Вассе Борисовне Железновой, эксплуататорше, нарушительнице человеческих законов». 

    Васса — злодейка? Известный искусствовед и литератор Глеб Скороходов называл роль Вассы «лучшей и труднейшей ролью в лучшей пьесе Горького». Фаина Раневская в беседе с ним признавалась, что «оставляла маленькую лазейку для себя», не дав, играя Вассу, однозначного ответа на вопрос, как ушел из жизни Сергей Петрович Железнов — отравила Васса Борисовна многогрешного супруга или нет.

    Французы говорят: все понять — все простить. Может, простить Вассу Железнову тяжело, но понять ее не столь уж сложно. Ей ничего не доставалось легко, «просто так». Богатство, любовь, семья — все далось через боль и труд. Из девяти детей выжили трое, причем сын, болезненный Федор, вот-вот отойдет, а младшая дочь Людмила — не от мира сего. Муж, некогда горячо любимый, и брат — развратники и алкоголики. Огромное дело —  пароходство, доходные дома — на ее плечах…

    Стоит поговорить о деньгах. За спасение мужа от суда Васса готова дать прокурору взятку — 30 тысяч рублей. Мы живем в мире других цен и денег, но можно обратиться к истории. Губернатор в начале XX века имел 500 рублей жалования в месяц, член Государственного совета — вдвое больше. Самый, наверное, высокооплачиваемый человек на императорской службе, великий князь Владимир Александрович, родной дядя царя, как генерал от инфантерии, генерал-адъютант, сенатор, член Государственного совета, член Совета и Комитета министров, президент Академии художеств и командующий войсками столичного военного округа — в совокупности — получал 24 тысячи рублей. Так что за спасение мужа и репутации семьи Васса готова была отдать сумму просто колоссальную! Она знает, что всё имеет свою цену. И если речь идет только о деньгах, прижимистая Васса Борисовна возблагодарит Бога. Ей и от Рашели с ее завиральными идеями проще откупиться — лишь бы больше никогда ее не видеть. А ведь поведение «революционерки» в самом деле смахивает на банальный шантаж...

    Когда невиннейшая дурочка Людмила, не находя нужных слов, с восторгом называет мать «человеческая женщина», она судит не умом, а сердцем — поэтому вряд ли ошибается.

    Актеры и роли.  Роль Вассы Железновой в спектакле СевТЮЗа играет Людмила Оршанская. Вообще слово «играет» или слово «исполняет» здесь сколь грамматически правильны, столь психологически малоуместны. Это другие «играют», причем делают это как минимум профессионально. Оршанская в образе Вассы живет — тот самый случай, когда принято говорить очень просто: «Верю!» Не случайно эта работа Людмилы Евгеньевны была удостоена высоких наград престижных театральных фестивалей.

    Рашель, антагонист Вассы, которую играет Наталья Митичкина, нервная, затравленная подпольщица, постоянно что-то заученно бубнящая о «классах»  и вдруг явившаяся из своего благополучного европейского инобытия за  сыном, не вызывает симпатии. Актриса не наделяет своего персонажа традиционными героическими добродетелями борца с «проклятым царским режимом». Это, скорее, заблудшая душа и исковерканная судьба.  Ее дело заведомо проиграно — революцию провернут и без нее, а сын, собственно, Рашели не слишком-то и нужен. Когда Васса решается сделать сноху «добычей» жандармов, Рашель вряд ли кто-то готов пожалеть, даже с учетом  осуждения предательского поступка Железновой.

    Ярки и убедительны Мария Безродная — озлобленная, спивающаяся Наталья, старшая дочь Вассы; Елена Воронцова — льстивая и двуличная секретарша Анна; Анна Алфимова — туповатая (хитрая при этом) и горластая горничная Полина. И у каждой из них, конечно, своя непростая правда. 
Роль капитана Железнова, мужа хозяйки, невелика, но Александр Костелов рисует буквально несколькими штрихами запоминающийся и психологически достоверный портрет этого явно неоднозначного человека.

    Великолепный дуэт двух законченных мерзавцев очень точно играют Александр Безродный и Данил Высоцкий — брат Железновой, совершенно опустившийся тунеядец Прохор и ушлый матросик-плясун Пятеркин. В роли судейского чиновника Мельникова, и хитрого, и жадного, и жалкого, блеснул Виктор Куклин. Несчастная глупышка Людмила — Екатерина Александрина, вынужденная наложить на себя руки горничная Лиза — Екатерина Скрибцова, вечно голодный, неприкаянный  Евгений («Онегин») — Валерий Александрин… Все они вызывают сочувствие и жалость — но в их разных пропорциях и оттенках.

    Чутье режиссера. Спектакль «Васса Железнова» в СевТЮЗе поставил Семен Михайлович Лосев, замечательный режиссер, театральный педагог, ученик Г.А. Товстоногова -- настоящий Мастер. 
А Мастеру многое позволено: ведь с него и спрос велик! Семен Лосев, «погрешив» против текста пьесы, изменил горьковский финал, расставил иные акценты. Мастер уточнил Классика. Сделал его перо острее. Как именно? Читайте Горького, смотрите спектакль! 

Игорь Азаров, 

заведующий литературной частью СевТЮЗа

Поделиться

Ещё новости

СевТЮЗ впервые покажет спектакль на Сапун-горе!
3 мая 2024 г.

СевТЮЗ впервые покажет спектакль на Сапун-горе!

    4 мая на одной из главных достопримечательностей Севастополя, Сапун-горе, пройдет историко-патриотический фестиваль «Знамёна Славы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 80-й годовщине …

Детальнее