Евгений Халдей: на войне с «Лейкой» / Новости / CевТЮЗ
Новости
9 мая 2020 г.

Евгений Халдей: на войне с «Лейкой»

    Судьба Евгения Ананьевича Халдея (23.03.1917 — 6.10.1997), самого знаменитого фронтового фотокорреспондента Великой Отечественной войны, могла бы стать основой для романа-эпопеи или мощного телесериала. Эта судьба хранила его и при этом была к нему очень сурова — да, случается в жизни и такое… 

    Начать с того, что Ефиму (именно так назвали его родители) еще не исполнился год, когда он чудом не погиб. В Юзовке — ныне это Донецк — 13 марта 1918 года местные петлюровцы и городская шпана организовали еврейский погром. Погибли дед и мать Халдея, прикрывшая малыша своим телом. Ребенок получил пулевое ранение, но выжил. А в 13 лет он стащил у бабушки линзу от очков и соорудил свой первый фотоаппарат-самоделку. Еще до войны Халдей прославился как очень умелый, исключительно ответственный и трудолюбивый фотокорреспондент. 

    Все 1418 дней Великой Отечественной Халдей пройдет от Мурманска до Берлина вместе с камерой Leica — «Лейка», как у нас говорили. Там, на фронте, Ефим станет Евгением — имя «Фима» казалось начальству как минимум несерьезным. Кажется, Халдей был везде и видел все: как фронтовой фотокорреспондент он участвовал в освобождении Севастополя, штурмовал Керчь и Новороссийск, освобождал Румынию, Болгарию, Югославию, Австрию и Венгрию, громил японских агрессоров на Дальнем Востоке, снимал поверженный Берлин, историческую Потсдамскую конференцию глав держав-победительниц, акт подписания капитуляции гитлеровской Германии, суд народов в Нюрнберге. Евгений Халдей показал всем своим титаническим трудом, что фотографу мало оказаться «в нужное время в нужном месте» — необходим цепкий глаз, острый ум, осознание того, что фотография — не «картинка», а запечатленный факт. Так, кстати, получилось во время работы Международного трибунала в Нюрнберге — три фотографии Халдея были приобщены к материалам обвинения и получили статус уникальных и аутентичных исторических документов — разрушенный Мурманск, руины Севастополя и жертвы нацистских зверств во дворе ростовской тюрьмы… 

    Но после войны Халдей попал в опалу — мешал пресловутый «пятый пункт». В 1948 году знаменитейшего фотокорреспондента выгнали с работы в ТАСС — якобы за недостаток образования и политическую незрелость. С большим трудом Евгений Ананьевич устроился в какой-то малоизвестный журнальчик, где писали о художественной самодеятельности. Лишь в 1957 году его пригласили работать в «Правду»; потом, до выхода на пенсию в 1976 году, Халдей трудился в газете «Советская культура». Поразительный факт: при жизни мастер не удостоился ни одной персональной выставки в Москве. 

    Зато весной 1978 года выставка фотографий Евгения Халдея состоялась в Художественном музее Севастополя — на ее открытии выступал Константин Симонов. В июне 2011 года севастопольцы еще раз получили возможность оценить смелость, мудрость и зоркость великого фотокорреспондента великой войны… 

    … И все же Евгений Ананьевич ушел из жизни в ореоле признанной современниками славы. В 1995 году, на Международном фестивале фотохудожников во французском городе Перпиньяне, Халдей получил наивысшую награду — был признан «Рыцарем ордена искусств и литературы». 

    Сегодня, обращаясь к фотоработам, которые сделал Евгений Халдей, мы понимаем, что перед нами развернута вся гамма переживаний и чувств, доступных человеческой душе, — от ужаса и горя до счастья мирной жизни и радости победы. Перед нами наш родной Севастополь. Фотографии говорят сами за себя и не нуждаются в комментариях — это полное глубокого внутреннего смысла послание не столько современникам, сколько потомкам… 

Поделиться

Ещё новости