Бессмертный самоубийца. Эрнесту Хемингуэю -- 120 лет / Новости / CевТЮЗ
Новости
21 июля 2019 г.

Бессмертный самоубийца. Эрнесту Хемингуэю -- 120 лет

 Один из друзей великого писателя, Морли Каллаган, писал: "Мы никогда не узнаем наверняка, говорит ли он правду или его богатое воображение заставило его поверить в легенды, которые он сам о себе придумал." Да, всё это так! Но Эрнест Миллер Хемингуэй (21.07.1899 - 2.07.1961) прожил и без всяких выдумок и легенд жизнь  совершенно уникальную, полную безрассудных авантюр и приключений, чудовищного риска, бурных страстей, тяжких болезней и чудесных выздоровлений. В 1922 году наш самоуверенный юный герой пробился к Бенито Муссолини и записал интервью с самим дуче, в 1960 он, уже больной старик, на Кубе демонстративно пил русскую водку с Анастасом Микояном. Он участвовал во всех войнах своей эпохи, и его боевые награды омыты кровью многочисленных и тяжелых ран. Он входил в клетку к голодным львам и вызывал на бой чемпиона США по боксу. Он был четырежды женат. Он выломал писсуар в туалете любимого бара и "украсил" этим трофеем свой дом. Он, измученный депрессией и манией преследования, в конце концов пустил себе пулю в голову, не оставив даже прощальной записки…

Совсем недавно рухнула одна очень красивая легенда о Хемингуэе. Якобы он выиграл заключенное с другими писателями пари -- они проиграли по 10 долларов с носа -- и написал трогательную историю, использовав лишь шесть слов: "For sale: baby shoes, never worn" ("Продаются детские ботиночки, неношеные"). Специальное исследование, проведенное маститыми литературоведами (!), установило, что нечто подобное еще в 1917 году написал в своей статье Уильям Р. Клайн, причем у него ботиночки умершего малыша были подарены, а не проданы. Современную версию этой истории в 1991 году запустил в оборот американский фантаст Артур Кларк, он же придумал деталь с проигранными участниками пари десятью долларами. Все поверили, но, увы, ничего такого на самом деле не происходило. Кстати, у этой знаменитой фразы в какой-то ранней публикации был и гораздо более оптимистический вариант, только речь велась не о ботиночках, а о детской коляске, которую пришлось продать, так как на свет появились близнецы.

  Обратим внимание: сколь велик и выразителен русский язык: для создания этого микрошедевра американцу нужно было шесть слов. Русскому хватило бы и четырех!

"Если книга хорошая и она правдиво написана  о том, что вам хорошо известно, то вы можете позволить критикам ругать ее, -- писал Хемингуэй. -- Тогда их брань будет казаться вам приятным воем койотов в очень холодную ночь, когда вы находитесь в своей собственной хижине, которую сами построили или за которую заплатили своей работой". Это здесь к тому, что к моменту опубликования самого прославленного произведения Хемингуэя его автора уже поспешили  объявить деградировавшим, спившимся, исписавшимся. Надо сказать, некие основания для таких утверждений Хемингуэй все-таки давал. И вот 1 сентября 1952 года в журнале "Лайф" появляется новелла-притча "Старик и море". Пятимиллионный тираж журнала разметают в два дня. Следом "Старик и море" выходит отдельной книжкой, это еще 50 тысяч экземпляров, которые раскупаются практически мгновенно... В 1953 году повесть "Старик и море" приносит автору архипрестижную Пулитцеровскую премию, а в 1954 году Хемингуэй становится Нобелевским лауреатом в области литературы. Непросто припомнить другое литературное произведение, которое было бы сразу принято с таким всеобщим  восторгом и произвело бы своего автора из просто талантливых в гениальные. 

Хемингуэй показывает, как изменчиво и как обманчиво человеческое счастье. Старик Сантьяго, рыбак, которого уже окрестили словечком salao ("самый что ни на есть невезучий"), вдали от берега поймал колоссальных размеров марлина, в изматывающей схватке победил морского исполина, но к берегу смог доставить лишь скелет -- лодку и добычу рыбака атаковали акулы, причем пять акул Сантьяго убил... Старик, укротив могучую стихию, не получил ничего, кроме надежды.

Притягательная сила "Старика и моря" весьма велика. Достаточно сказать, что по этому шедевру Хемингуэя снято несколько кинофильмов, есть мультфильм, а в 2017 году свой моноспектакль поставил Анатолий Васильев -- с неподражаемой Аллой Демидовой.

… Закат гения был безрадостным. От депрессии и мании преследования (кстати, через 50 лет после смерти Хемингуэя выяснилось, что ФБР в самом деле шпионило за ним!)  писателя лечили электрошоком. После 13 сеансов, больше похожих на пытку, Хемингуэй частично потерял память и превратился в интеллектуального инвалида; никакой речи о творческой работе идти уже не могло, значит, смысл жизни был утрачен. Ясно осознавая свою катастрофу, писатель вынес себе безжалостный приговор. 

Доверим последнее слово американскому литератору Раймонду Карверу: "Как свежо и сегодня читаются лучшие произведения Хемингуэя! Если существует в природе общность между пальцами, листающими страницы, глазами, бегущими по строкам, и разумом, собирающим эти слова в мысли и образы, значит, Хемингуэй своё дело сделал, значит, он не устареет".

Игорь Азаров, завлит СевТЮЗа

Поделиться

Ещё новости

Театр юного зрителя представит спектакль, полезный каждому школьнику
21 апреля 2024 г.

Театр юного зрителя представит спектакль, полезный каждому школьнику

Источник: телеканал Вести (20.04.2024)     10, 11 и 12 мая Севастопольский театр юного зрителя (СевТЮЗ) представит премьеру спектакля по повести Вячеслава Кондратьева "Сашка". Эта повесть основана …

Детальнее